Методическая разработка осеннего экологического праздника «День Леса»
Название разработки: воспитательное мероприятие
Название и форма проведения: «День Леса», экологический праздник.
Краткое описание:Методическая разработка осеннего экологического праздника «День Леса» посвящена проблеме охраны и защиты леса. Она раскрывает темы значения леса для планеты и человека, причины исчезновения лесов, роль человека в уничтожении лесов, правила поведения в природе. Данная разработка праздника может быть использована в работе педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов, биологии и экологии, может быть включена в программу проведения осенних праздников в школе.
Пояснительная записка
Цель: формирование экологической культуры и чувства ответственности за принимаемые экологические решения.
Задачи:
— образовательная: систематизировать знания детей о значении леса для планеты и человека, причинах исчезновения лесов, закрепить знания и навыки поведения в природе, умения определять следы лесных животных;
— развивающая: развивать речь детей, память, мышление, любознательность, познавательный интерес;
— воспитывать бережное отношение к лесу, любовь к природе, уважение ко всему живому.
Форма проведения: экологический праздник.
Метод проведения: проектно-конструкторский, словесный, наглядный.
Возраст детей: 7-9 лет
Условия для проведения:просторный кабинет
Оборудование:маски-шапочки лесных зверей, напечатанные на листах бумаги следы зверей и следы человека в лесу (костер, капкан, мусорная свалка), магнитная доска, диск со слайдами леса, компьютер, проектор.
Методические советы на подготовительный период:сделать маски-шапочки для лесных зверей, напечатать следы лесных зверей, напечатать следы пребывания в лесу человека (костер, капкан, свалки мусора), раздать слова для сценки, распечатать памятки «Как вести себя в лесу, чтобы не навредить никому».
План мероприятия
I. Организационный момент.
II. Основные этапы мероприятия.
1. Беседа «День леса».
2. Беседа «Значение леса для планеты и человека»
3. Игра «Подбери профессию»
4. Физкультминутка «Звериная зарядка»
5. Игра «Определи, где, чьи следы?»
6. Инсценировка «Как звери учили человека лес любить».
III. Итог мероприятия. Повторение правил поведения в лесу. Раздача памяток «Как вести себя в лесу, чтобы не навредить никому».
Рефлексия.
Ход мероприятия
I. Организационный момент. Мотивация к уроку.
Педагог:Здравствуйте, дорогие ребята! Чтобы назвать тему нашего сегодняшнего мероприятия, я предлагаю вам отгадать загадки:
1. Много рук, а нога одна.
2. Нам в дождь и в зной
Поможет друг
Зелёный и хороший –
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек.
3. Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. [4]
Педагог: Кто это?
Предполагаемые ответы детей: Это дерево!
Педагог:Правильно, это дерево. А если много деревьев растет рядом? Это лес! [4]
1. Беседа «День леса».
Педагог:Ребята, а знаете ли вы, что ежегодно в третьевоскресенье сентября в России, Беларуси, Кыргызстане, Украине отмечается один из самых масштабных экологических праздников – «День леса»?
Предполагаемые ответы детей:Да, знаем!
Педагог:Празднование «Дня леса» в 2016 году будет отмечаться 18 сентября.А как еще по-другому называется этот праздник?
Предполагаемые ответы детей:День работников леса.
Педагог:Правильно, День работников леса. «День леса» — праздник, имеющий значение для каждого человека, ведь леса — это не только природное богатство нашей страны, это и «легкие» всей планеты. От объема и состояния лесных массивов во многом зависит то, каким воздухом мы с вами дышим. [3]
Сегодня, мы с вами проведем экологический праздник «День Леса», во время которого познакомимся со значением лесов для нашей планеты и жизни человека, узнаем причины исчезновения лесов, с ролью человека в уничтожении лесов, научимся определять следы лесных животных, повторим и закрепим знания и навыки поведения в природе.
2. Беседа «Значение леса для планеты и человека»
Педагог:Почему же леса называют «легкими планеты»?
Предполагаемые ответы детей:Потому что деревья и растения производят необходимый для жизни кислород.
Педагог:Правильно, ребята! Леса обеспечивают кислородом всю нашу планету. А еще леса участвуют в формировании климата планеты, перерабатывают вредные выбросы, сохраняют водные ресурсы, являются средой обитания множества растений и животных, обеспечивают пищу и здоровую среду для людей, помогают сохранить плодородность почв и ландшафты. Именно, поэтому, леса имеют неоценимое экологическое, социальное и экономическое значение. [2]
Педагог:А какое еще значение имеют леса? Для этого, я предлагаю вам посмотреть на экран. (Педагог показывает слайды с изображением российского леса). Скажите, какое впечатление на вас оказал лес?
Предполагаемые ответы детей: Лес красивый, нарядный, величественный.
Педагог: Да, ребята, лес оказывает на человека очень приятное впечатление, поражает своей красотой и величием, поэтому лес имеет для человека большое эстетическое значение!
Педагог: Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение С.Маршака «Праздник леса» (1 часть) и ответьте на вопрос, какова еще польза от леса?
(Педагог читает детям стихотворение С.Маршака «Праздник леса» (1 часть)
«Праздник леса»
Что мы сажаем,
Сажая
Леса?
Мачты и реи —
Держать паруса,
Рубку и палубу,
Ребра и киль —
Странствовать
По морю
В бурю и штиль.
Что мы сажаем,
Сажая
Леса?
Легкие крылья —
Лететь в небеса.
Стол, за которым
Ты будешь писать.
Ручку,
Линейку,
Пенал
И тетрадь. [6]
Предполагаемые ответы детей: Изделия из дерева.
Педагог:Правильно, леса поставляют человеку древесину, из которой человек изготавливает множество изделий, это: мебель, бумага, строительные материалы и многое другое.
3. Игра «Подбери профессию»
Педагог:Ребята, попробуйте сейчас подобрать профессию по деятельности человека, который использует древесину.
(Педагог зачитывает вопросы – дети отвечают)
Педагог:«Мачты и реи – держать паруса…» — чья это профессия, кто делает мачты и реи?
Предполагаемые ответы детей: кораблестроитель.
Педагог:«Стол, за которым ты будешь писать, карандаш, линейку, пенал…», про деревянные шкафы, полки для книг, паркет для пола, оконные рамы, двери… Чья профессия? Кто делает все эти нужные вещи?
Предполагаемые ответы детей: это — столяр.
Педагог:Издательство книг, тетрадей, газет, журналов, человек какой профессии этим занимается?
Предполагаемые ответы детей: рабочий бумажной фабрики.
Педагог:Строительство рубленных бревенчатых изб и деревянных мостов через небольшие речки.
Предполагаемые ответы детей: это – плотник.
Педагог: Изготовление лаков, ниток для искусственной ткани, лекарств.
Предполагаемые ответы детей: это – химик.
Педагог:Конструирование рояля, скрипки, балалайки.
Предполагаемые ответы детей: это – музыкант.
Педагог: Кто скажет: «Лес защитник полей. Зеленой стеной стоит он на пути беспощадных, несущих зной ветров-суховеев и сберегает урожай». Но это летом. Зимой же «зеленая защита» не дает ветрам сдувать с полей снежное «одеяло», под которым засеянные еще с прошлой осени хлебные семена
Предполагаемые ответы детей: агроном.
Педагог:Кто скажет: «Здесь самый чистый, самый здоровый и полезный воздух. Если бы не зеленые леса, людям всей нашей планеты не хватило бы кислорода, чтобы дышать»
Предполагаемые ответы детей: это скажет врач.
Педагог:Кто сказал бы: «Как видите, лес нужен всем. Но чтобы лесных богатств хватило не только нам, но и нашим правнукам, на месте каждого срубленного дерева надо обязательно посадить одно, нет, даже два новых. И еще: лес – это не только сырье, это и бесценная красота»
Предполагаемые ответы детей: Это- лесничий. [4]
Педагог:А закончил бы лесничий свою речь все теми же стихами (Педагог читает 2 часть стихотворения С. Маршака «Праздник леса»)
Что мы сажаем,
Сажая
Леса?
Чащу,
Где бродят
Барсук и лиса.
Чащу,
Где белка
Скрывает бельчат,
Чащу,
Где пестрые
Дятлы
Стучат.
Что мы сажаем,
Сажая
Леса?
Лист,
На который
Ложится роса,
Свежесть лесную,
И влагу,
И тень, —
Вот, что сажаем
В сегодняшний день.
[6]
4. Физкультминутка «Звериная зарядка» (по стихотворению А. Барто)
Педагог:Я вижу, ребята, что вы уже устали! Давайте сейчас, все вместе, выполним «Звериную зарядку».
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения).
Раз – присядка.
Два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть,
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнуть,
И легонечко подпрыгнуть.
Ну а мишка косолапый,
Широко расставив лапы:
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало –
Начинаем все сначала! [7]
5. Игра «Определи, где, чьи следы».
Педагог: Много зверей живет в лесу! И каждый из них оставляет свои следы на снегу. (Педагог показывает следы зайчика, волка, лисы, напечатанные на листах бумаги).
Педагог: Посмотрите, ребята, на нашей лесной полянке множество следов, это следы лесных зверей и следы человека. Давайте поиграем в игру, определим, где, чьи следы и повесим на нашу магнитную доску следы зверей в одну сторону, а следы человека – в другую. (Учащиеся определяют следы лесных животных (зайца, волка, лисы) и следы человека (костер, капкан, мусор), вешают листы со следами на магнитную доску).
Педагог:Молодцы, ребята! Вы правильно определили все следы. Скажите, а почему мы изображение костра, капкана, мусора считаем следами человека в лесу, а не отпечаток человеческой ноги?
Предполагаемые ответы детей:Потому что люди чаще всего оставляют после себя в лесу мусор и жгут костры, поэтому мы можем назвать их «следами» пребывания человека в лесу.
Педагог:Правильно. Сейчас мы с вами посмотрим, как живут обитатели леса, узнаем, какие проблемы доставляет им человек своим пребыванием у них в гостях, и поучимся у них правилам поведения в лесу.
6. Инсценировка «Как звери учили человека лес любить»
Действующие лица:Лиса, Медведь, Заяц, Сова, Сорока, Ежик.
(На середину зала выходят дети в масках-шапочках лисы, медведя, зайца, совы, сороки, ежика).
Лиса:
Жили-были в лесу звери,
Не тужили,
Все в лесу
Друг с дружкою дружили!
Медведь:
Никого не обижали, не губили,
Вместе лес наш мы любили!
Заяц:
Мы друг другу помогали,
Лесу мы добра желали!
Сова:
Насекомые и птицы,
Звери: волки и лисицы,
Зайцы, белочки, ежи,
Все в нашем лесу дружили!
Сорока:
Был красивым наш лесок,
Не закрытым на замок!
Ежик:
Но однажды…
Человек пришел к нам в гости,
И теперь в лесочке – кости!
Лиса:
Он животных пострелял,
Зайцев всех поубивал!
Медведь:
Сразу, тут-же – костерок
Он развел на шашлычок!
Заяц:
Пировал он на природе,
И капкан поставил, вроде…
Сова:
А когда он, все-ж, ушел,
Разгорелся вдруг костер!
Стал пожар в лесу большой,
Не затушим мы толпой!
Сорока:
Еле-еле потушили!
Банки, склянки мы собрали.
Ежик:
Встали вместе, потужили,
Человека мы ругали:
Все вместе:
Ты зачем же, человек,
Лесу уменьшаешь век?
Если будешь лес палить,
Без него не сможешь жить!
Лиса:
Помоги ты лучше лесу:
Мусор здесь не оставляй!
Медведь:
Зверей и птиц – не убивай!
Заяц:
Муравейники и гнезда –
Не разрушай!
Сова:
Ветки деревьев – не ломай!
Сорока:
Костры – не разводи!
Ежик:
А если развел –
Землей засыпай!
Все вместе:
Если будешь лес любить –
Будешь счастливо ты жить!
(Автор инсценировки: Кравченко Л.С.)
III. Итог мероприятия. Повторение правил поведения в лесу. Раздача памяток «Как вести себя в лесу, чтобы не навредить никому» участникам и гостям мероприятия. Экологический десант по уборке мусора с лесной поляны.
Педагог:Ребята, подсчитано, что общая площадь лесов на Земле составляет 38 миллионов кв. км. Площадь лесов в России составляет примерно 8 миллионов кв. км.в. Однако, с каждым днем площадь мировых лесов неуклонно сокращается, каждую секунду Земля теряет более 1,5 гектаров леса. Это связано с тем, что леса незаконно вырубают, сжигают, уничтожают, так, что через определенное время они могут исчезнуть с лица земли. [2]
Как вы думаете, к чему приведет исчезновение лесов?
Предполагаемые ответы детей:К тому, что исчезнет все живое ан Земле.
Педагог:Правильно, так что же нам делать? Ответьте на такой вопрос: «Чтобы не навредить лесу мы должны»:
1. Не ходить в лес совсем.
2. Ходить в лес 3-4 раза в год.
3. Ходить в лес и уважать его законы и его обитателей.
Предполагаемые ответы детей: Ходить в лес и уважать его законы и его обитателей.
Педагог:Ребята, давайте еще раз все вместе повторим правила поведения в лесу. Что в лесу нельзя делать?
Ребенок 1:В лесу нельзя шуметь, особенно в то время, когда птицы высиживают птенцов!
Ребенок 2:Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников!
Ребенок 3:Нельзя рвать цветы и составлять из них большие букеты!
Ребенок 4: Нельзя разорять птичьи гнезда и муравейники!
Ребенок 5:Нельзя разводить костры!
Ребенок 6:Нельзя разбрасывать и оставлять после себя мусор!
Ребенок7: Нельзя ловить и брать домой животных и их детенышей!
Ребенок 8:Нельзя ловить и убивать насекомых, разорять гнезда пчел, шмелей и ос!
Ребенок 9:Нельзя близко подходить к гнездам, брать в руки яйца и птенцов!
Педагог:А что в лесу можно делать?
Ребенок 1: Наблюдать за жизнью леса, фотографировать его обитателей.
Ребенок 2:Собирать знакомые и съедобные ягоды, грибы, орехи.
Ребенок 3:Собирать опавшие листья для букетов.
Ребенок 4: Развешивать гнездовья и кормушки для животных.
Ребенок 5:Убирать после себя мусор.
Ребенок 6: Огораживать муравейники.
Ребенок 7:Подкармливать животных.
Педагог: Правильно, ребята! Я раздам вам и всем гостям нашего мероприятия, посвященного «Дню леса», памятки с правилами поведения в лесу, чтобы вы никогда не забывали, как правильно вести себя в нем, чтобы не навредить лесным жителям и быть лесу другом.
(Педагог раздает всем участникам и гостям мероприятия памятки «Как вести себя в лесу, чтобы не навредить никому» (Приложение № 1. Памятка «Как вести себя в лесу, чтобы не навредить никому»)
Педагог: Ребята, в завершение нашего праздника, посвященного «Дню леса», что бы вы пожелали всем нашим гостям?
(Дети декламируют фразу-призыв: «Лес – богатство и краса. Береги свои леса!»).
Педагог:Ребята, а я хотела бы призвать всех вас сажать деревья: у себя дома, возле школы, в другом месте, где их нет, потому что, как говорится в русской пословице: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса — посади!»
Рефлексия.
Педагог: Ребята, закончите, пожалуйста, фразу: «Сегодняшнее мероприятие заставляет меня задуматься о…»
Методические советы организаторам и постановщикам
Заранее раздать слова к сценке, подготовить и распечатать следы лесных животных и следы пребывания человека в лесу, памятки «Как вести себя в лесу, чтобы не навредить никому».
Методические советы на период ближайшего последействия
1. Разработать «лесные объявления» и «лесные знаки» (таблички, стенды, плакаты, напоминающие о правилах поведения в природе).
2. Установить «лесные объявления» и «лесные знаки» в лесах, парках, зонах отдыха, в лесополосах, на экологических тропах.
3. Посадить деревья возле школы.
Список использованной литературы:
1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. – Москва: ВАКО, 2011 год, с. 67, с. 137, с. 145, с. 158, с. 203.
Список материалов и Интернет ресурсов:
2. http://www.forest.ru (сайт «Все о российских лесах»)
3. http://www.calend.ru/ «Календарь праздников»
4. https://infourok.ru Классный час «Земля у нас одна» (Яценко И.В.)
5. http://nsportal.ru «Российские дни леса». (Крайнова И.В.)
6. http://gamejulia.ru Стихотворение С. Маршака «Праздник леса»
7. http://www.maam.ru М. Ермолаева «Конспект занятия «В гостях у ежика»
Автор: Кравченко Лилия Сергеевна
Поделиться с друзьями
Осенние посиделкиМетодическая разработка внеклассного мероприятия по теме «Праздники Великобритании»
У вас недостаточно прав для добавления комментариевЧтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.