Методическая разработка осеннего экологического праздника «День Леса»

Методическая разработка осеннего экологического праздника «День Леса»

Название разработки: воспитательное мероприятие

Название и форма проведения: «День Леса», экологический праздник.

Краткое описание:Методическая разработка осеннего экологического праздника «День Леса» посвящена проблеме охраны и защиты леса. Она раскрывает темы значения леса для планеты и человека, причины исчезновения лесов, роль человека в уничтожении лесов, правила поведения в природе.  Данная разработка праздника может быть использована в работе педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов, биологии и экологии, может быть включена в программу проведения осенних праздников в школе.

Пояснительная записка

Цель:  формирование экологической культуры и чувства ответственности за принимаемые экологические решения.

Задачи:

— образовательная: систематизировать знания детей о значении леса для планеты и человека, причинах исчезновения лесов, закрепить знания и навыки поведения в природе, умения определять следы лесных животных;

— развивающая: развивать речь детей, память, мышление, любознательность, познавательный интерес;

— воспитывать бережное отношение к лесу, любовь к природе, уважение ко всему живому.

Форма проведения: экологический праздник.

Метод проведения: проектно-конструкторский, словесный, наглядный.

Возраст детей: 7-9 лет

Условия для проведения:просторный кабинет

Оборудование:маски-шапочки лесных зверей, напечатанные на листах бумаги следы зверей и следы человека в лесу (костер, капкан, мусорная свалка), магнитная доска, диск со слайдами леса, компьютер, проектор.

Методические советы на подготовительный период:сделать маски-шапочки для лесных зверей, напечатать следы лесных зверей, напечатать следы пребывания в лесу человека (костер, капкан, свалки мусора), раздать слова для сценки, распечатать памятки «Как вести себя в лесу, чтобы не навредить никому».

План мероприятия

I. Организационный момент.

II. Основные этапы мероприятия.

1. Беседа «День леса».

2. Беседа «Значение леса для планеты и человека»

3. Игра «Подбери профессию»

4. Физкультминутка «Звериная зарядка»

5. Игра «Определи, где, чьи следы?»

6. Инсценировка «Как звери учили человека лес любить».

III. Итог мероприятия. Повторение правил поведения в лесу. Раздача памяток  «Как вести себя в лесу, чтобы не навредить никому».

Рефлексия. 

Ход мероприятия

I. Организационный момент. Мотивация к уроку.

Педагог:Здравствуйте, дорогие ребята!  Чтобы назвать тему нашего сегодняшнего мероприятия, я предлагаю вам отгадать загадки:

1. Много рук, а нога одна.

2. Нам в дождь и в зной

Поможет друг

Зелёный и хороший –

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек.

3. Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. [4]

Педагог: Кто это?

Предполагаемые ответы детей: Это дерево!

Педагог:Правильно, это дерево. А если много деревьев растет рядом? Это лес! [4]

1. Беседа «День леса».

Педагог:Ребята, а знаете ли вы, что ежегодно в третьевоскресенье сентября в России, Беларуси, Кыргызстане, Украине отмечается один из самых масштабных экологических праздников – «День леса»?

Предполагаемые ответы детей:Да, знаем!

Педагог:Празднование «Дня леса» в 2016 году будет отмечаться 18 сентября.А как еще по-другому называется этот праздник?

Предполагаемые ответы детей:День работников леса.

Педагог:Правильно, День работников леса. «День леса» — праздник, имеющий значение для каждого человека, ведь леса — это не только природное богатство нашей страны, это и «легкие» всей планеты. От объема и состояния лесных массивов во многом зависит то, каким воздухом мы с вами дышим. [3]

Сегодня, мы с вами проведем экологический праздник «День Леса», во время которого познакомимся со значением лесов для нашей планеты и жизни человека, узнаем причины исчезновения лесов, с ролью человека в уничтожении лесов, научимся определять следы лесных животных, повторим и закрепим знания и навыки поведения в природе.

2. Беседа «Значение леса для планеты и человека»

Педагог:Почему же леса называют «легкими планеты»?

Предполагаемые ответы детей:Потому что деревья и растения производят необходимый для жизни кислород.

Педагог:Правильно, ребята! Леса обеспечивают кислородом всю нашу планету. А еще леса участвуют в формировании климата планеты, перерабатывают вредные выбросы, сохраняют водные ресурсы, являются средой обитания множества растений и животных, обеспечивают пищу и здоровую среду для людей, помогают сохранить плодородность почв и ландшафты. Именно, поэтому, леса имеют неоценимое экологическое, социальное и экономическое значение. [2]

Педагог:А какое еще значение имеют леса? Для этого, я предлагаю вам посмотреть на экран. (Педагог показывает слайды с изображением российского леса). Скажите, какое впечатление на вас оказал лес?

Предполагаемые ответы детей: Лес красивый, нарядный, величественный.

Педагог: Да, ребята, лес оказывает на человека очень приятное впечатление, поражает своей красотой и величием, поэтому лес имеет для человека большое  эстетическое значение!

Педагог: Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение С.Маршака «Праздник леса» (1 часть)  и ответьте на вопрос, какова еще польза от леса?

(Педагог читает детям стихотворение С.Маршака «Праздник леса» (1 часть)

«Праздник леса»

Что мы сажаем, 
Сажая 
Леса? 
Мачты и реи — 
Держать паруса, 
Рубку и палубу, 
Ребра и киль — 
Странствовать 
По морю 
В бурю и штиль.

Что мы сажаем, 
Сажая 
Леса? 
Легкие крылья — 
Лететь в небеса. 
Стол, за которым 
Ты будешь писать. 
Ручку, 
Линейку, 
Пенал 
И тетрадь. [6]

Предполагаемые ответы детей: Изделия из дерева.

Педагог:Правильно, леса поставляют человеку древесину, из которой человек изготавливает множество изделий, это: мебель, бумага, строительные материалы и многое другое.

3. Игра «Подбери профессию»

Педагог:Ребята, попробуйте сейчас подобрать профессию по деятельности человека, который использует древесину.

(Педагог зачитывает вопросы – дети отвечают)

Педагог:«Мачты и реи – держать паруса…» — чья это профессия, кто делает мачты и реи?

Предполагаемые ответы детей: кораблестроитель.

Педагог:«Стол, за которым ты будешь писать, карандаш, линейку, пенал…», про деревянные шкафы, полки для книг, паркет для пола, оконные рамы, двери… Чья профессия? Кто делает все эти нужные вещи?

Предполагаемые ответы детей: это — столяр.

Педагог:Издательство книг, тетрадей, газет, журналов, человек какой профессии этим занимается?

Предполагаемые ответы детей:  рабочий бумажной фабрики.

Педагог:Строительство рубленных бревенчатых изб и деревянных мостов через небольшие речки.

Предполагаемые ответы детей: это  – плотник.

Педагог: Изготовление лаков, ниток для искусственной ткани, лекарств.

Предполагаемые ответы детей: это – химик.

Педагог:Конструирование рояля, скрипки, балалайки.

Предполагаемые ответы детей: это – музыкант.

Педагог: Кто скажет: «Лес защитник полей. Зеленой стеной стоит он на пути беспощадных, несущих зной ветров-суховеев и сберегает урожай». Но это летом. Зимой же «зеленая защита» не дает ветрам сдувать с полей снежное «одеяло», под которым засеянные еще с прошлой осени хлебные семена

Предполагаемые ответы детей:  агроном.

Педагог:Кто скажет: «Здесь самый чистый, самый здоровый и полезный воздух. Если бы не зеленые леса, людям всей нашей планеты не хватило бы кислорода, чтобы дышать»

Предполагаемые ответы детей: это скажет врач.

Педагог:Кто сказал бы: «Как видите, лес нужен всем. Но чтобы лесных богатств хватило не только нам, но и нашим правнукам, на месте каждого срубленного дерева надо обязательно посадить одно, нет, даже два новых. И еще: лес – это не только сырье, это и бесценная красота»

Предполагаемые ответы детей: Это- лесничий. [4]

Педагог:А закончил бы лесничий свою речь все теми же стихами (Педагог читает 2 часть стихотворения С. Маршака «Праздник леса»)

Что мы сажаем, 
Сажая 
Леса? 
Чащу, 
Где бродят 
Барсук и лиса. 
Чащу, 
Где белка 
Скрывает бельчат, 
Чащу, 
Где пестрые 
Дятлы 
Стучат.

Что мы сажаем, 
Сажая 
Леса? 
Лист, 
На который 
Ложится роса, 
Свежесть лесную,
И влагу, 
И тень, — 
Вот, что сажаем 
В сегодняшний день.

[6]

4. Физкультминутка «Звериная зарядка» (по стихотворению А. Барто)

Педагог:Я вижу, ребята, что вы уже устали! Давайте сейчас, все вместе, выполним «Звериную зарядку».

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения).

Раз – присядка.
Два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть,
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнуть,
И легонечко подпрыгнуть.
Ну а мишка косолапый,
Широко расставив лапы:
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало –
Начинаем все сначала! [7]

5. Игра «Определи, где, чьи следы».

Педагог: Много зверей живет в лесу! И каждый из них оставляет свои следы на снегу. (Педагог показывает следы зайчика, волка, лисы, напечатанные на листах бумаги).

Педагог: Посмотрите, ребята, на нашей лесной полянке множество следов, это следы лесных зверей и следы человека. Давайте поиграем в игру, определим, где, чьи следы и повесим на нашу магнитную доску следы зверей  в одну сторону, а следы человека – в другую. (Учащиеся определяют следы лесных животных (зайца, волка, лисы) и следы человека (костер, капкан, мусор), вешают листы со следами на магнитную доску).

Педагог:Молодцы, ребята! Вы правильно определили все следы. Скажите, а почему мы изображение костра, капкана, мусора считаем следами человека в лесу, а не отпечаток человеческой ноги?

Предполагаемые ответы детей:Потому что люди чаще всего оставляют после себя в лесу мусор и жгут костры, поэтому мы можем назвать их «следами» пребывания человека в лесу.

Педагог:Правильно. Сейчас мы с вами посмотрим, как живут обитатели леса, узнаем, какие проблемы доставляет им человек своим пребыванием у них в гостях, и  поучимся у них правилам поведения в лесу.

6. Инсценировка «Как звери учили человека лес любить»

Действующие лица:Лиса, Медведь, Заяц, Сова, Сорока, Ежик.

(На середину зала выходят дети в масках-шапочках лисы, медведя, зайца, совы, сороки, ежика).

Лиса:

Жили-были в лесу  звери,

Не тужили,

Все в лесу

Друг с дружкою дружили!

Медведь:

Никого не обижали, не губили,

Вместе лес наш мы любили!

Заяц:

Мы друг другу помогали,

Лесу мы добра желали!

Сова:

Насекомые и птицы,

Звери: волки и лисицы,

Зайцы, белочки, ежи,

Все в нашем лесу дружили!

Сорока:

Был красивым наш лесок,

Не закрытым на замок!

Ежик:

Но однажды…

Человек пришел к нам в гости,

И теперь в лесочке – кости!

Лиса:

Он животных пострелял,

Зайцев всех поубивал!

Медведь:

Сразу, тут-же – костерок

Он развел на шашлычок!

Заяц:

Пировал он на природе,

И капкан поставил, вроде…

Сова:

А когда он, все-ж, ушел,

Разгорелся вдруг костер!

Стал пожар в лесу большой,

Не затушим мы толпой!

Сорока:

Еле-еле потушили!

Банки, склянки мы собрали.

Ежик:

Встали вместе, потужили,

Человека мы ругали:

Все вместе:

Ты зачем же, человек,

Лесу уменьшаешь век?

Если будешь лес палить,

Без него не сможешь жить!

Лиса:

Помоги ты лучше лесу:

Мусор здесь не оставляй!

Медведь:

Зверей и птиц – не убивай!

Заяц:

Муравейники и гнезда –

Не разрушай!

Сова:

Ветки деревьев – не ломай!

Сорока:

Костры – не разводи!

Ежик:

А если развел –

Землей засыпай!

Все вместе:

Если будешь лес любить –

Будешь счастливо ты жить!

(Автор инсценировки: Кравченко Л.С.)

III. Итог мероприятия. Повторение правил поведения в лесу. Раздача памяток «Как вести себя в лесу, чтобы не навредить никому» участникам и гостям мероприятия. Экологический десант по уборке мусора с лесной поляны.

Педагог:Ребята, подсчитано, что общая площадь лесов на Земле составляет 38 миллионов кв. км. Площадь лесов в России составляет примерно 8 миллионов кв. км.в. Однако, с каждым днем площадь мировых лесов неуклонно сокращается, каждую секунду Земля теряет более 1,5 гектаров  леса. Это связано с тем, что леса незаконно вырубают, сжигают, уничтожают, так, что через определенное время они могут исчезнуть с лица земли. [2]

Как вы думаете, к чему приведет исчезновение лесов?

Предполагаемые ответы детей:К тому, что исчезнет все живое ан Земле.

Педагог:Правильно, так что же нам делать? Ответьте на такой вопрос: «Чтобы  не навредить лесу мы должны»:
1. Не ходить в лес совсем.
2. Ходить в лес 3-4 раза в год.
3. Ходить в лес и уважать его законы и его обитателей.

Предполагаемые ответы детей: Ходить в лес и уважать его законы и его обитателей.

Педагог:Ребята, давайте еще раз все  вместе повторим правила поведения в лесу. Что в лесу нельзя делать?

Ребенок 1:В лесу нельзя шуметь, особенно в то время, когда птицы высиживают птенцов!

Ребенок 2:Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников!

Ребенок 3:Нельзя рвать цветы и составлять из них большие букеты!

Ребенок 4: Нельзя разорять птичьи гнезда и муравейники!

Ребенок 5:Нельзя разводить костры!

Ребенок 6:Нельзя разбрасывать и оставлять после себя мусор!

Ребенок7: Нельзя ловить и брать домой животных и их детенышей!

Ребенок 8:Нельзя ловить и убивать насекомых, разорять гнезда пчел, шмелей и ос!

Ребенок 9:Нельзя близко подходить к гнездам, брать в руки яйца и птенцов!

Педагог:А что в лесу можно делать?

Ребенок 1: Наблюдать за жизнью леса, фотографировать его обитателей.

Ребенок 2:Собирать знакомые и съедобные ягоды, грибы, орехи.

Ребенок 3:Собирать опавшие листья для букетов.

Ребенок 4: Развешивать гнездовья и кормушки для животных.

Ребенок 5:Убирать после себя мусор.

Ребенок 6: Огораживать муравейники.

Ребенок 7:Подкармливать животных.

Педагог: Правильно, ребята! Я раздам вам и всем гостям нашего мероприятия, посвященного «Дню леса», памятки с правилами поведения в лесу, чтобы вы никогда не забывали, как правильно вести себя в нем,     чтобы не навредить лесным жителям и быть лесу другом.

(Педагог раздает всем участникам и  гостям мероприятия памятки «Как вести себя в лесу, чтобы не навредить никому» (Приложение № 1. Памятка «Как вести себя в лесу, чтобы не навредить никому»)

Педагог: Ребята, в завершение нашего праздника, посвященного «Дню леса», что бы вы пожелали всем нашим гостям?

(Дети декламируют фразу-призыв: «Лес – богатство и краса. Береги свои леса!»). 

Педагог:Ребята, а я хотела бы призвать всех вас сажать деревья: у себя дома, возле школы, в другом месте, где их нет,  потому что, как говорится в русской пословице: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса — посади!»

Рефлексия.

Педагог: Ребята, закончите, пожалуйста, фразу: «Сегодняшнее мероприятие заставляет меня задуматься о…»

Методические советы организаторам и постановщикам

Заранее раздать слова к сценке, подготовить и распечатать следы лесных животных и следы пребывания человека в лесу, памятки «Как вести себя в лесу, чтобы не навредить никому».

Методические советы на период ближайшего последействия

1.  Разработать «лесные объявления» и «лесные знаки» (таблички, стенды, плакаты, напоминающие о правилах поведения в природе).

2.  Установить «лесные объявления» и «лесные знаки» в лесах, парках, зонах отдыха, в лесополосах, на экологических тропах.

3. Посадить деревья возле школы.

Список использованной  литературы:

1.     Горькова Л.Г.,  Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. – Москва: ВАКО, 2011 год,  с. 67, с. 137, с. 145, с. 158, с. 203.

Список материалов и Интернет ресурсов:

2. http://www.forest.ru  (сайт «Все о российских лесах»)

3. http://www.calend.ru/ «Календарь праздников»

4. https://infourok.ru Классный час «Земля у нас одна» (Яценко И.В.)

5. http://nsportal.ru «Российские дни леса». (Крайнова И.В.)

6. http://gamejulia.ru Стихотворение С. Маршака «Праздник леса»

7. http://www.maam.ru М. Ермолаева «Конспект занятия «В гостях у ежика»

Автор: Кравченко Лилия Сергеевна

Поделиться с друзьями

Осенние посиделкиМетодическая разработка внеклассного мероприятия по теме «Праздники Великобритании»

У вас недостаточно прав для добавления комментариевЧтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.

Оцените статью
Коллекция сценариев