Праздник в средней группе

Праздник в средней группе

Цель: приобщение детей к народным традициям, обычаям и формирование у дошкольников элементарных основ экологического воспитания.

Задачи:познакомить детей с традициями и историей весеннего праздника «Сорки»;  формировать чувства любви и уважения к традициям русского народа,  умение принимать осмысленное и активное участие в народных праздниках;  дать представление о перелетных птицах; раскрыть взаимосвязь  между  живой и неживой природой; воспитывать бережное отношение  к окружающей природе и прививать любовь к птицам.

Социализация: в атмосфере праздника дать возможность проявить детям творческую инициативность, эмоциональную восприимчивость, расширять кругозор, развивать внимание, наблюдательность, двигательную активность.

Коммуникация:способствовать развитию любознательности; помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

Чтение художественной литературы: развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного  восприятия и эстетического вкуса.

Методические приемы:  загадки, беседа, кукольный спектакль, чтение стихотворений, музыкальное оснащение, проектор.

Предварительная работа: заучивание стихов, чтение рассказов: В.Бианки «Вести из леса»,«Главным во всем является Солнце» из книги  Л.Н.Толстого «Детям»,  «Дуб и Верба», Г.Скребицкий «Грач»,  В.Бианки «Птичий год – Весна»;  чтение сказки «Как Апрель в гости к Марту ходил»;  прослушивание музыки  П.И.Чайковского «Времена года»;  рассматривание картины «Грачи прилетели;  аппликация  «Шаги весны», рисование  «Шаги весны в деревне»;  игра – соревнование «Кто больше найдет признаков весны»;  экскурсия в парк, к грачевнику.

Оборудование и материалы: запись фонограммы «Пение птиц», детский столик, изображения различных перелетных птиц, картины с изображением ранней весны, шапочки – маски с изображением птиц, ширма, куклы для показа кукольного спектакля.

Организация помещения: зал украшен и оформлен соответственно празднику, стулья по количеству  детей, расставленные полукругом.

ХОД  ПРАЗДНИКА.

Воспитатель и дети под музыку заходят в зал. Дети садятся на стульчики. Детей приветствует  Авдотья – Плющиха.

Авдотья – Плющиха. Здравствуйте, ребята!

Дети. Здравствуйте!

Авдотья – Плющиха. Я, Авдотья Плющиха, первая помощница весны. Недавно прошел праздник – Весновка, масленичная неделя,  уже и грачевник минул. На Весновку было погоже, значит и лето  будет пригожим. Мы отмечаем  необычный праздник. Сегодня 22 марта день равен ночи. В этот день из теплых краев прилетает  40 видов птиц. Этот праздник называется «Сорки». Люди к этому дню мастерят скворечники.

Все закликали Весну – красну. И говорили об этом так:

Когда вода разольется,

Когда лес зазеленеет,

Когда птицы прилетают,

Тогда и весна приходит.

Дети, давайте и мы с вами сегодня будем весну закликать.

Дети читают заклички:

Ау, ау, аукаем – весну приаукаем.

Март, март, март – солнцу рад.

Апрель, апрель, апрель – открой дверь!

Май, май, май – сколько хочешь гуляй!

Вбегает (девочка) сорока:

Я быстрая птица, прилетела к вам

Сквозь чащи лесные назло ветрам.
Хорошую весть я вам принесла:

Зимы уже нет! Пришла весна!
Я сорока – белобока о весне стрекотала,
Ох, устала!.. Ох, устала!..

Авдотья – Плющиха. Оставайся, сорока, у нас на празднике. Сегодня необычный день: прилетают из дальних стран, из теплых краев птицы. Первыми прилетали жаворонки. Эта птица на Руси считалась символом Родины.

Ведущий. Жаворонок – одна из божьих птиц. Я вам, дети, расскажу сейчас легенду о происхождении жаворонка. Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку – жаворонка. Как божью птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить  считалось великим грехом. Жаворонка называли певцом Божьей Матери. Сам жаворонок так говорит о себе: «Я высоко летаю, песни воспеваю, Христа воспеваю». Согласно легенде, жаворонки вынимали колючи тернии из тернового венца распятого Христа. Поднявшись высоко в небо, жаворонок проводит время в молитвах. Потом, внезапно замолкнув, взмывает  еще выше и летит на исповедь к самому Богу. А поэты и композиторы посвятили этой неприметной серенькой птичке свои произведения.

1-ыйребенок. В. Жуковский.

На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел,
В лазури жаворонок звонкий.

2-й ребенок.

Он голосисто с вышины поет,
НА солнышке сверкая:
«Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны»

3-й ребенок. Е. Баратынский.

Под солнце самое взвился,
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поет
Заздравный гимн весне…

Авдотья- Плющиха.  Прилет жаворонка во всех странах связывался с приходом весны. Взрослые выпекали из теста жаворонков и давали сначала коровам – в благодарность за молоко да масло; потом овцам – за теплые валенки, варежки да тулупы, а потом детям, приговаривая:

Девочка.

Ой, вы, жаворонки, жавороночки,
Летите в поле, несите здоровье:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье.

Авдотья – Плющиха. А дети бежали на улицу и играли.

Проводится игра «Жаворонок».

А молодые парни и девушки выходили в поле и пели песни, прославляя весну.

Дети поют песню «Весна – весняночка».

Авдотья – Плющиха.  Вышли мы погулять,
Весну красную встречать.
Необычно это как – то:
Где ее искать и как?

Ведущий.Дети, сейчас я вам расскажу сказку «Как весна зиму поборола».
Жила – была в одном селе Машенька. Сидела она под окном  с березовым веретеном и приговаривала…
Машенька. Когда  Весна придет и с гор скатится, а по лугам разольется вода, напеку тогда я куликов с жаворонками и с подружками пойду весну встречать, в село звать – кликать.
Ведущий. А Зима – то не уходит, все морозы кует. Наскучила она всем холодная, студеная, руки – ноги ознобила, холод – стужу напустила. Что тут делать? Вот беда!
Надумала она идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла в поле, села на пригорочек и зовет Солнце…
Машенька. Солнышко, Солнышко, красное Солнышко,
Выгляни из – за горы, выгляни до вешней поры!
Ведущий. Люди  ждали теплое Солнышко, называли ласково, уважительно:  Ярило –-Солнышко.

Красны девицы,
Да добры молодцы,
Собирайтесь, наряжайтесь.
В хоровод встаем, в гости Солнышко зовем.

Дети  встают в хоровод , говорят заклички о Солнышке:

«Приди, приди, Солнышко, Солнышко – ведрышко,
Загляни в оконышко, выгляни в окошечко!
Засвети щедрее, Солнышко, нарядись,
Всех согрей скорее, красное, покажись!»

Ведущий.Выглянуло Солнце из — за горы, Маша и спрашивает
Машенька. Видело ли ты, Солнышко,  Весну – Красну?
Солнышко. Не встретила я Весну, а видела старую Зиму.
Видела, как она, лютая, от Весны ушла, от Красной бежала,
В мешке стужу несла, холод на землю трясла.
А Весна про то не знает.
Иди, красная девица, ищи Весну.
Зови ее в свои края.

Ведущий. Пошла Маша искать Весну. Куда катится Солнце по синему небу, туда и она идет. Долго шла. Встретила она Землю – матушку.
Машенька. Земля — матушка, ты Весну не встречала?
Земля – матушка. Меня Весна разбудила,
К новой жизни пробудила.
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик  синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый лес одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет,
Все весны дыханием согрето —
Все вокруг и любит и поет.

Ведущий.Солнышко согрело Землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Хоровод – игра  «Ручеек».
Ведущий. Так и бежит ручеек  вперед и вперед. И вместе с этим бегом приближается Весна.
Авдотья – Плющиха. А вот и первые  вестники – птицы Весны, давайте у них спросим.
Машенька. Птицы, а вы Весну не видели?
Птицы. Видели, видели. Это она нас с юга позвала.
Авдотья – Плющиха. Расскажите, птицы, где вы бывали?
Что вы видали? Хорошо ли жили, с кем дружили?

Птицы.

Мы скучали по деревне,
По скворечне, по деревьям,
По соседу – воробью.
Первыми из теплых стран возвращаются кулики да жаворонки, ведут за собой сорок птиц, которые несут  на крыльях весну.

Ведущий.  Дети, каких вы птиц знаете, сейчас мы узнаем.

Загадывает загадки:

Спереди у птички шильце,
Позади у птички вильце!
Сама птичка мала,
А за морем была. (Ласточка.)

Всех перелетных птиц черней,
В пашне ищет он червей,
Взад – вперед по пашне вскачь,
А зовется птица… (Грач.)

В лесу ночном горюет птица,
Она назвать себя боится.
Ку – ку!..  Ку – ку!..
Не спит опушка,
А птицу эту звать…(Кукушка.)

Мы построили вдвоем
Для гостей весенних дом,
А верней сказать – дворец.
Прилетай сюда…(Скворец.)

По мере отгадывания загадок на экране появляются изображения птиц.

Ведущий. Весна идет, торопится. Встречали Веснушку – Весну в праздник «Благовещение». На Благовещение, говорят, весна зиму поборола. А еще говорили: «Благовещение – птиц отпущение». Отпускали в этот день всех птиц на волю. Выпуская птиц, приговаривали:

Синички – сестрички,
Тетки – чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!

Ведущий. Стала тут и Маша Весну кликать – звать.
Машенька. Ой, Весна – Весна, добрая матушка!
Ты иди в наши края, прогони зиму лютую.

Входит  Весна.

Весна. Я Весна – красна!
Бужу землю ото сна.
Наполняю соком почки,
На полях ращу цветочки.
Прогоняю с речек лед,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу —
Людям радость я несу!

Ребенок. Здравствуй, здравствуй,
Красавица – Весна!
Птичий домик у нашего окна,
Скоро в домике будет  веселье.
У крылатых  жильцов – новоселье.

Дети исполняют песню  «Звонко капают капели».

Весна. Молодцы, ребята, красивую песню вы исполнили и стихи прочитали.  А как выглядят птицы, вы знаете? Какого цвета у них крылышки, а хвостики? Все ли они одинаковые? Нет? А вот я сейчас проверю.

Проводится игра «Раскрась птичку».

Ведущий загадывает загадку про грача (по выбору). Уже грачи прилетели, но пока стоят холода, грачи  не вьют гнезда, только сидят на деревьях и «грачат», закликают весну.

Весна. Самые первые прилетают к нам грачи. Дети, а каких птиц вы еще знаете, которые прилетают к нам весной из теплых краев? (Ответы детей.) Назовите, пожалуйста, пословицы, в которых есть названия птиц.

Дети:
Жаворонок день начинает, а соловей завершает.
Глаза соколиные, да мысли куриные.
Глаз как у орла, да смекалка мала.
Слово — не воробей, вылетит – не поймаешь.
Увидел скворца – весну встречай!
А сейчас попробуйте продолжить примету:
Ласточки и стрижи летают низко над землей (к дождю.)
Синичка с утра начинает пищать (к морозу.)
Курица на одной ноге стоит (к морозу.)
Воробьи в пыли купаются (к дождю.)
Галки на вечер собираются гурьбой и кричат (к ясной погоде.)

Весна приглашает детей в хоровод. Раздает взрослым веточки вербы, делают воротца. Дети змейкой идут через воротца и вместе со взрослыми говорят (немного припевая) слова:

Верба, верба, вербочка,
Вербочка кудрявая,
Не расти, вербочка, во ржи,
Расти, верба, на меже.

Дети садятся на стульчики. Весна проходит, дотрагиваясь до детей веточкой вербы.

Весна.Дай, вербочка, детушкам здоровья, Как вербочка растет, так и ты расти. Верба бьет, да не до слез. Верба красна, бьет не напрасно.

Авдотья – Плющиха. Весна – красна, а что это у тебя за коромысло?
Весна. Коромысло не простое. Видите на нем два волшебных ведерка? В одном, темном, темная ночь живет. В другом, светлом, ясный день.
Ведущий. Ой, как интересно! А какое из них легче, а какое тяжелее?
Весна. Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня  день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше светлое ведро все тяжелее становиться будет, потому что день расти начинает.
Весна. Я вижу, ребята, вы хорошо подготовились к празднику. Скворечник смастерили, жаворонков напекли. А в моей корзине лежит красивый рушник. Такие рушники вышивали в деревнях рукодельницы. Ему очень много лет, выткан он из натуральных льняных нитей.
Авдотья – Плющиха. Пришла весна – отворяй ворота!
Становись – ка, народ,
В весенний хоровод.

Дети исполняют хоровод «На горе – то калина»…

Весна и Авдотья – Плющиха  держат вместе рушник, делают воротца. После хоровода дети рассаживаются на места.

Авдотья – Плющиха. Ну  что же, ребята, вот и подошел к концу наш праздник. Вы сегодня  хорошо потрудились: пели, играли, загадки отгадывали и вот  сколько птиц к нам закликали (снимает салфетку с большого блюда с выпеченными птицами), а, значит, и весна не за горами.

Дети выходят на улицу, и папы помогают  прикрепить скворечник  на дерево.

Автор: Чиликина Надежда Александровна

Поделиться с друзьями

Праздник в бассейнеСценарий Светлая Пасха

У вас недостаточно прав для добавления комментариевЧтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.

Оцените статью
Коллекция сценариев