Разработка внеклассного мероприятия для 5-9 классов «Да что я знаю о войне, да что я знаю о разлуке …»

Разработка внеклассного мероприятия для 5-9 классов «Да что я знаю о войне, да что я знаю о разлуке …»

Пояснительная записка.

Самое лучшее и дорогое – Родина.
Горе твоё – это наше горе, Родина.
Правда твоя – это наша правда, Родина.
Слава твоя – это наша слава, Родина!   

Патриотическое воспитание молодого поколения является первостепенной функцией каждого современного общества. Заполняя с раннего детства духовный мир ребенка такими высокими понятиями, как «Родина», «Отечество», «Россия «, государство воспитывает полноценных граждан своей страны.

В этом году наша страна отмечает знаменательную дату – 70-летие ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ над фашистской Германией. Назовут ли наши дети эту Победу в ряду выдающихся событий прошлого столетия или значение победы в Священной войне поблекло в сознании детей? Преступно лишать молодежь исторической памяти о героическом подвиге советского народа, защитившего от фашистской чумы не только Отечество, но и всю Европу.         

Время летит неумолимо. Многие свидетели тех лет не дожили до наших дней. Но и ныне вдовы и сироты тех, кто погиб на полях боевых сражений Великой Отечественной, несут в сердцах боль невозвратимой утраты. И память о павших в войне будет жить вечно, передаваясь от поколения к поколению. Это не только скорбь о погибших, это и гордость за величие совершенного ими подвига во имя Отчизны, ибо эти жертвы не были напрасны — без них не было бы Победы, не было бы нашего будущего.

Изучая историю Отечества, дети получают реальную возможность гордиться славой своих предков, не уважать которую, по словам Пушкина А.С., есть «постыдное равнодушие». Но программы по истории не предусматривают изучение истории 20 века до 9 класса основной ступени образования. Классные часы, внеклассная, кружковая, краеведческая работа могут спасти сложившуюся ситуацию.

Материалы данного мероприятия могут быть использованы для подготовки классного часа, тематической линейки, уроков Мужества с 5 по 9 класс.

Цель мероприятия: воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, чувства ответственности за будущее нашей страны.

 Задачи:

1.     познакомить с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, с жизнью людей в суровое время; 

2.     воспитывать у школьников чувства патриотизма и гражданственности, уважение и преклонение перед подвигом российского народа в Великой Отечественной войне;

3.     предоставить возможность обучающимся проявить творческие способности и актерское мастерство.

Ожидаемый результат: дети должны глубже осознать свою причастность к сохранению памяти исторических событий, определивших дальнейшую судьбу их Великой Родины, прочувствовать величие своего народа, ответственность за будущее страны.

Сценарий внеклассного мероприятия «Да что я знаю о войне, да что я знаю о разлуке …».

1 Ведущий:

Я родилась после войны,

Явыросла под мирным небом.
Каким живу духовным хлебом?

Чемдорожу я в эти дни?

(Включатся видеоролик«Памяти Великой Отечественной войны», в ходе просмотра звучит стихотворение Валентина Кадетова«Да что я знаю о войне»).

 2 Ведущий:

Да что я знаю о войне, да что я знаю о разлуке
Когда степной горит ковыль, и пустоту хватают руки
И мрамор туч, сколь хватит глаз, чеканит марш кусками неба
Ты, не таясь, ответь, солдат, какой имеет вкус победа

Скажи, что счастлив ты теперь и крепко спишь в своей постели
Ты всё забыл, ты всех простил, пусть за окном ревут метели
Тогда там был не ты, другой, сопляк наивный, что ребёнок
И пил взахлёб горящий спирт за первый ранивший осколок

Не ты смеялся среди гор, и не боялся Бога с чёртом
Кричи, гитара, пой, струна, летайте пальцы по аккордам
Не ты братался у огня и клялся в верности и чести
И не тебя прикрыл не он, и не тебе хотелось мести

Не твой товарищ умирал, беззвучно шевеля губами
Не на твоих руках, не он, хотел домой вернуться к маме
Не ты зубами рвал врага, свой долг с лихвою возвращая
Не ты от горя после выл, победу, будто яд глотая

Да что я знаю о войне, да что я знаю о разлуке
В благословенной тишине забвенье поглощает звуки
Домой вернулся ты, солдат, с посеребрённой головой
И шёл по полю налегке, и друг, тот самый, шёл с тобой.

1 Ведущий:

70 лет с начала Войны,
70 долгих лет
Шрамом остались в сердце страны,

 Но сохранили в ней Свет.

Курская Битва и Сталинград,

Море погибших семей,

Вся Украина и Ленинград
В голоде призрачных дней.

Против захватчиков ярый отпор

Слишком большою ценой –
Так завещал Судьбы приговор,

Тьмой подступив над страной.

Воля и сила русских парней –
Их не сломила Борьба,

Слёзы и вера дедов, матерей –

Нашей России Судьба.
2 Ведущий:

История не знала такого размаха, воистину народного героизма, который проявился в годы Великой Отечественной войны. Только представьте себе.

Мальчик.

Юноша с бессонными глазами

Закрывает телом пулемет.
Вы представьте и скажите сами,

Разве он когда-нибудь умрет?

Девочка.

Девушка молчит перед расстрелом,

Крепко стиснув безответный рот.
Разве эта молодость исчезла?

Разве эта девушка умрет?

Мальчик.

Комсомолец к сердцу прижимая,
Гроздь гранат, бросается под танк…
Вот как бьётся молодость живая:

Разве раньше умирали так?

Девочка.

Разве можно молодость такую
Гусеницей танковой стереть?

Это жизнь выходит атакуя,

Маршем наступающую смерть.

(Солдаты (5 человек) располагаются вокруг импровизированного костра. Тихо звучит фонограмма песни “В землянке”).

1 Ведущий:

“Огонёк чадит в землянке, дым махорочный столбом;

Пять бойцов сидят в землянке и мечтают кто о чём.
В тишине да на покое, помечтать оно не грех.
Вот один боец с тоскую, глаз сощуря, молвил:

«Эх!» — (1-й боец)

И замолк; второй качнулся, подавил протяжный вздох,

(2-ой боец)

«Да»,- ответил третий, взявшись

За починку сапога, (3-й боец)

А четвёртый, размечтавшись, 

Пробасил в ответ: «Ага!» (4-й боец)

«Не могу уснуть, нет мочи, —
Пятый вымолвил солдат,
— Ну, чего вы, братцы к ночи
 Разболтались про девчат!” (5-й боец)

Солдаты инсценируют чтение и написание писем:

1-й (читает письмо):

“На улице полночь. Костёр догорает.
Высокие звёзды видны.
Читаю письмо от тебя, дорогая,
В пылающий адрес войны…”

2-й (пишет письмо):

“Дорогие мои родные!
 Ночь. Дрожит огонёк свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
 Как вы спите на тёплой печи
В нашей маленькой тёплой избушке,
 Что в сибирских стоит лесах.
Вспоминаю поле, речушку,
 Вновь и вновь вспоминаю о вас…”

3-й:

“Давно мы из дома.
Огни наших комнат
За дымом войны не видны.
Но тот, кого любят,
Но тот, кого помнят,
Как дома – и в дыме войны!”

4-й:

“Теплее на фронте от ласковых писем.
Читая, за каждой строкой
Любимую видишь
 И родину слышишь,

Как голос за тонкой стеной…”

(Ребята по одному выходят с треугольниками и читают письма с фронта. Звучит минусовка «Эх, дороги»).

«Здравствуйте, дорогие родители папа и мама!

Сообщаю вам, что, жив и здоров. Дела у нас на фронте идут хорошо, немца тесним, продвигаемся вперед. Так что немцу скоро будет капут…»

«А в случае, если придется погибнуть, то, уверяю тебя, отец, погибну только героем, краснеть за меня никогда не будешь…»

«Война помогла мне понять цену нашей жизни – тепла очага, возможности спокойно сидеть за книгой, слушать музыку…»

«Фронт живет одним – быстрым окончанием войны, победой. Говорим о скорой встрече с мамами, невестами, родным домом. Так хочется жить, ведь впереди столько прекрасного…»

«Думаю ли о будущем? Да, думаю, мама. После демобилизации сразу же должна быть учеба. Наверное, только теперь я понял, какое это счастье – иметь возможность учиться…»

«Привет с фронта, дорогая моя мамочка! Наконец-то я узнал, что ты жива и здорова, а как я беспокоился! Одевайся как можно теплее зимой. Береги себя до моего возвращения. А когда я вернусь, то сам буду о тебе заботиться…»

«…Не волнуйся родная. К фронтовой жизни я привык. За зиму ни разу не простудился, хотя умываюсь снегом. О себе я нисколько не беспокоюсь, а вот о тебе – да. Желаю только одного, чтобы ты к моему возвращению была здорова.»

 (Группа мальчиков исполняет песню М. Ножкина «Последний бой»).

1 ведущий.

На рубежах весны четвёртой,

В награду за года тревог,

В дыму и прахе распростёртый,
Берлин лежит у наших ног”.

2 ведущий.

“Берлин пал. Гитлеровская Германия капитулировала. Долгожданная Победа была завоёвана”.

1 ведущий.

“Пришла! Дохнула свежим ветром,

 По душам разлилась рекой,
 Развеяла разрухи пепел,
 Всех обняла своей рукой,
 Всем радость мира подарила,
 Всех окрылила, всех спасла!

Ты по земле родной ходила,

Победа Золотого Дня!”

2 ведущий.

“1418 дней и ночей разделяют две даты – 22 июня 1941 года и 9 мая 1945-го. Не все дожили до светлого праздника – Дня Победы. Но те, кто отдал жизнь свою во имя будущего родной страны, в благодарной памяти потомков останутся вечно живыми”.

1 ведущий. В этой войне мужественно сражались наши земляки.

“Вспомним через века, через года
 О тех, кто уже не придёт никогда.
Вспомним…”

(Презентация «Герои – земляки).

2 ведущий.

Склоним головы перед величием тех, кто подвигом своим приближал Победу. Прошу всех встать и минутой молчания почтить память всех, не вернувшихся с той войны”.

(Минута молчания).

Выходят дети.

1-й: Май всегда будет ассоциироваться в нашем сознании с Весной и Победой, Весной и Трудом, Весной и Миром.

2-й: Вслушайтесь: это сам майский ветер сейчас говорит с вами.

3-й: Обернитесь вслед скользящему над землей облаку, вспомните тех, кто мог бы дожить, но не дожил до сегодняшнего Мая.

1-й: Задумайтесь о тех, кто будет встречать Май без нас — после нас.

2-й: Это для них мы должны сохранить праздник Весны и Победы, Весны и Труда, Весны и Мира.

3-й: Это для них мы должны сохранить нашу Землю.

1-й: Чтобы всегда летел над ней, лукаво холодя открытые детские лица и гоня перед собой невесомое облако нашей памяти, майский ветер.

2-й: Ветер Победы.

3-й: Ветер Мира.

1-й: Ветер Любви.

 (демонстрация видеоролика «Лучшая песня о Великой Победе!»

Чем дальше мы уходим от войны,

И нас с тобою тишина объемлет,

Тем все сильней и явственней слышны

Ее раскаты, вздыбившие землю

Чем дальше мы уходим от войны

И чем спокойней синие закаты

Тем резче нам в закатной мгле видны

Огнем войны обугленные хаты.

Чем дальше мы уходим от войны

И четче обнажаются вершины

Тем полнозвучней голос тишины

Тем все понятней, что мы совершили.

Как мало их осталось на земле.
Не ходят ноги и тревожат раны,
И ночью курят, чтобы в страшном сне,

Вновь не стреляли в них на поле брани.

Мне хочется их каждого обнять,

Теплом душевным с ними поделиться,

Была бы сила, чтобы время вспять…
Но я не бог…война им снова снится.

Пусть внукам не достанется война

И грязь её потомков не коснётся,

Пусть курит бывший ротный старшина

И слышит, как внучок во сне смеётся.

Звучит песня «Весна 45 года», ведущие прощаются со зрителями.

Автор: Вотякова Ольга Петровна, учитель истории, обществознания, 1КК.

Поделиться с друзьями

Сценарий для детей на 9 мая «Как воевали наши деды?»Литературная гостиная, посвященная Дню Победы

Оцените статью
Коллекция сценариев