Сценарий праздника «День Кузьмы и Демьяна»

Сценарий праздника «День Кузьмы и Демьяна»

Во многих областях России одним из популярных осенних праздников был день святых Кузьмы и Демьяна (1 ноября по старому стилю, 14 ноября по новому стилю). В народе святые были известны под именем “Курятни­ков”, “Кашников”. С.В. Максимов в “Очерках народного быта” приводит предание Тотемского уезда Вологодской Губернии: “… св. Кузьма м Демьян были простыми работниками, которые охотнее всего нанимались молотить, но при этом никогда не требовали платы, а ставили лишь условием, чтобы хозяева вволю кормили их кашей. Из этого предания возник обычай: оканчи­вая молотьбу, работники обычно требовали каши, приговаривая: “Хозяину ворошок, а нам каши горшок”. Святые как бы подавали пример бескорыстия крестьянам.

Наряду с кашей крестьяне считали необходимым бить первого ноября трёх Куренков и есть их утром, в обед и вечером, “чтобы птица зародилась”. При этом говорили молитву: Кузьма – Демьян – сребреница! Зароди, гос­поди, чтобы писклятки водились“.

Кузьма и Демьян были покровителями семейного очага. Этот день особо почитался девушками. На кузьминки приходилась кульминация осенних де­вичьих посиделок. В обрядах, которыми сопровождались эти гуляния, соче­тались элементы Язычества и христианства.

Вот один из рассказов празднования Кузьминок в селе, Ушинке Земетчин­ского района Пензенской области.

“Празднование Кузьмы и Демьяна продолжалось 8 дней. Тогда с осени по дворам были ссыпки. В первый день девки одевались скромно – юбка да пла­ток. Снимали дом, каждая приносила кошелку картошки, ведро муки, пшена, бутылку масла и петуха. Хозяйка дома стряпала. Парни ходили по ссыпкам с гармошкой, пели и плясали. Девки щедро угощали гармонистов. Иногда на ссыпке приходили и взрослые мужики, в шутку рядились в панёвы.”

Накануне самого праздника Кузьмы и Демьяна девки рядились в шабала­стые (поношенные) костюмы: стариком и старухой. Так ходили по своей улице, пели, плясали. Гармониста жители угощали, а ряженным давали два Куринных яйца.

На сам праздник наряжались “по — хорошему”, ходили по родным, в гости. Заходя в дом плясали, пели частушки. И вновь девушек вознаграждали кури­ными яйцами.

На второй день праздника ряженные представали в обличии парня и де­вушки.

Кульминацией праздника был третий день. Девушки брали большой сноп, делали чучело (“вязали руки”), наряжали его в “шабаластый” костюм, клали в корыто и несли по селу. Носилки тащили “за четыре угла” с почётом. Две девушки наряжались попом и дьячком. Впереди процессии шёл “поп”, раз­махивая лаптем с насыпанным углём. Другие девки плакали, кричали, как по мёртвому: “Милый ты наш Кузюшка! Куда уж мы тебя провожаем, и на чужу ды на сторонушку, больше тебя не увидим!”

Ох, размилаи наши подруженьки.

(плач по Кузьме и Демьяну;)

отрывок.

Ох, размилаи наши подруженьки!

Провожаем мы своего дорогого

И желанного батюшку.

Да что уж он от нас-то скорёхонько поторопился.

Что уж он нас так быстро покидает?

Неужели мы его-то сильно обидели?

Ну чего ж мы его так не угодили?

Желанный ты наш батюшка!

Ведь мы уж тебя очень долюбили,

И мы ведь тебя больно не обижали…

и т.д.

За околицей чучело сжигали. Возвращаясь обратно, били в заслон, “в ведро бубенили”, плясали и прибасали.

В посёлок Малая Сердоба тот же обряд называли “сиротским престолом”.

Примерно так же справляли кузьминки в селе Большая Ижмора Земетчин­ского района. Здесь из собранных яиц девушки пекли яичницу и продавали её ребятам. Если в Земетчинском и Малосердобинском районах в празднова­нии Кузьминок преобладали игровые элементы, то в Иссинском районе Пен­зенской области было больше элементов свадебной обрядности. В обрядовых моментах главную роль играла эмблема свадьбы – курник (так называют в этих местах разукрашенный лентами и цветной бумагой срубленный репей­ник). В день Кузьмы – Демьяна две девушки наряжались в Кузьму и его не­весту. Остальные хороводом (так называли всю группу), во главе с девушкой несущей курник, пели песню “Как на девичий праздник”.

“Как на девичий праздник”.

1.     Как на девичий праздник,

Как на девичий праздник,

На … на Кузьму – Демьяну дэ,

На Кузьму – Демьян …

2.     Выпала дэ тут порошка, — 2 раза

Бе … белая, хороша да,

Бе … белая, хорош…

3.     Как по етой па пороше –

Как по етой пой, па пороше

Шёл, шёл милой хороший да,

Шёл милой хорош…

4.     Не путём он не … не дорогой – 2 раза

Чу … чужим угородом да,

Чужим угоро …

С Ц Е Н А Р И Й

ПРАЗДНИК КУЗЬМЫ М ДЕМЬЯНА

(14 ноября по новому стилю)

Праздник проходит в малом зале, зал разделён на две части: 1 – горница, 2 – улица. Зрители сидят по обе стороны зала.

ГОРНИЦА – русская изба: печь, стол с самоваром, домашняя утварь, ска­мейки.

УЛИЦА – деревья, плетень, несколько домиков.

Задача организатора праздника – познакомить зрителей с историей празд­ника и его празднования. Задействовать зрителей в празднике…

Перед началом праздника звучат русские наигрыши, гости собираются в зале.

НАЧАЛО ПРАЗДНИКА: выходит руководитель фольклорного ансамбля, приветствует зрителей и поздравляет с праздником Кузьмы и Демьяна… Рас­сказывает историю праздника.

Ведущая:Во многих областях России одним из популярных осенних праздников был день Кузьмы и Демьяна (14 ноября по новому стилю). Кто такие Кузьма и Демьян?

“… св. Кузьма м Демьян были простыми работниками, которые охотнее всего нанимались молотить, но при этом никогда не требовали платы, а ста­вили лишь условием, чтобы хозяева вволю кормили их кашей., оканчи­вая молотьбу, работники обычно требовали каши, приговаривая: “Хозяину во­рошок, а нам каши горшок” или давили кур.  В народе Кузьму и Демьяна на­зывали: “курятниками” или “кашниками”.

С Кузьмы-Демьяна женщины вплотную принимались за зимнюю пряжу и обрались к святым, просят помочь не отстать в работе от тех, кто начал её раньше: “Батюшка-Кузьма! Сравняй меня позднюю с ранними”.

В день празднования памяти этих святых в деревне обязательно варят кашу, отведать которую приглашают и святых угодников. “Кузьма-Демьян” – говорят крестьяне, усаживаясь за трапезу, — приходите к нас кашу хлебать!”

Ещё в этот день режут петухов и едят утром, в обед и вечером, чтобы во­дилась птица. 14 ноября обязательно жарили кочета и курицу, служили мо­лебны в курятниках и кропили их святой водой.:

“Святая водица, помоги нашей птице,

Чтобы курочки росли, да яички несли,

Злой чтоб коршун не летал,

Цыплят малых не таскал”.

Кузьма и Демьян – являются и покровителями семейного очага. Этот день особенно почитался девушками.

Они справляли “кузьминки”, собираясь куда-нибудь в одну избу, устраи­вали складчину, приносили с собой жаренных петухов, пшено, муке, масло, и др.. Кур и других птиц для “кузьминок”!, по заведённому обычаю, девушки крали накануне вечером у своих родителей и родных, причём так, чтобы ни­кто не видел похищения.

В праздник девушки ходили группами по дворам, просили: “Подайте на Кузьму-Демьяна”, на девичий праздник”.

После “сборов” девушки собирались у хозяйки вечером, отдавали всё соб­ранное, и хозяйка варила кашу, пекла блины. На посиделки приходили парни и ряженный “Кузьма”. “Кузьма” выбирал себе “невесту”.

В избе молодёжь не ограничивалась угощением, попеременно звучали песни и разыгрывались “целовальные игры”, задавали шуточные вопросы, угадывались загадки.

Действие начинается на “улице”.

Появляются “ряженные” (“цыгане”, в масках, шубы вывернуты наиз­нанку), с баянистом, раздаётся смех, разговоры. К ряженным присоединяется остальная молодёжь.

(Идёт сцена “встречи” деревенской молодёжи).

— Ну что, девки, пошли по домам, глядишь что и подадут.

Все:Пошли.

(Идут под музыку, поют “Как на девичий праздник” подходят к дому.

Все:Чтобы курочки водились,

На носесточку садились,

Ушастенькие, головастенькие!

Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку!

(Звучит музыка из “Домика”, выходит хозяйка, подаёт “гостям” яйца).

Хоз.– Спасибо, девчата, вот яйца к “сыпкам” вашим.

Все– Спасибо, тетка Дарья!

(Идут дальше, поют, подходят к другому дому, повторяют те же слова) – хозяева не показываются.

Все– Самокур, дери кур,

Самокур, гони кур со двора …

1-я– Ну что, девки, пошли избу откупать?

2-я– Вы, девчата, пока идите к тетке Домне, на счёт избы, а мы пойдём ещё поклянчим.

1-я– Пойдём девчата!

(Часть уходит, остальные остаются, идут к избе Домны)

Тетка Домна сидит на печи, девушки заводят с ней разговор.

1-я– Как живёшь-поживаешь, тётя Домна?

Т.Домна– Всяко, милая, всяко.

2-я– Как у тебя чисто, уютно да тепло. А на улице Кузьминки, зиме на­чало.

1-я– Тётя Домна, а у тебя полдома пустует, пусти нас к себе на вечер.

Т.Домна– Так мне ж не жалко,

Только вот ни дров у меня, ни воды, дорожка к избе не метена.

2-я– Да это не беда. Мы тебе подсобим и отблагодарим за твое гостепри­имство.

Т.Домна– Ну так и быть! Изба ваша, приходите, повечеруем!

1-я- Спасибо, тётушка!

(Уходят из избы, идут разговаривают)

1-я– Что-то нынче изба дорога стала.

2-я– Шутка ли: два мешка картошки отдавали!

1-я– Откупили, да и ладно! Погуляем на славу!

2-я– Девки что-то задерживаются …

1-я– Да, вот идут, кажется.

(Появляются остальные девушки, идут, смеются).

3-я– Заждались нас, поди, припаздываем.

4-я– Да вот только управились.

2-я– А где остальные девки? Изба то уже откуплена, хозяйка-то хорошая, веселая, приветливая.

(Девушки подходят группами к избе).

5-я– Скос на крылечко. Бряк во колечко. Дома ли хозяйка?

Т.Домна– Просим в избу. Красному гостю – красное место.

6-я– Шли было мимо, да завернули до дыму.

Т.Домна– Добро пожаловать, гости дорогие!

Рада видеть вас, девушки красные!

Будьте как дома.

Мой уют домашний каждому виден!

В тесноте, быть может, да не в обиде!

Ведь изба любая, знаете сами,

Не красна углами, а красна весельем, да пирогами!

Так, что добро пожаловать в мою горницу на праздник!

4-я– Тётя, Домна, здесь вот яйца, куры, пшено!

Т.Домна– Давай, милая, вы веселитесь, а я кашу сварю, яичницу сделаю.

(Тётя Домна хлопочет около печи, девки рассаживаются по скамейкам, запевают песню: “Вечер девки”.

Т.Домна– Девки, а что ж парни-то опаздывают, а-а-й. легки на помине, вот и они.

(Появляются парни, ряженные, “Кузьма” c“дружкой”. Под музыку с бая­нистом заходят в избу, пляшут, поют, после чего девки угощают их “брагой” (напиток).

Исп. “Нальём мы по полнице”, подносят к каждому стакан с напитком.

Все– Здравствуйте, девки!

(Девушки отвечают поклоном и угощают).
Парень 1– Ну, спасибо, девки.

(Приглашая парней, девушки заметили что-то необычное в настроении Кузьмы и его дружка).

6-я– Ой, девчата, посмотрите! Какой же распригожий наш Кузьма-то до­рогой! Никак свататься пришёл, дружку привёл с собой:

Погляди-ка на меня, я невеста не плоха,

Может выберешь меня?!

Парень (дружка)– Ах, девчата, все вы хороши, но одна красавица, Кузьме очень нравится!

6-я– Какую из девушек ты выберешь себе в жёны, Кузьма? Что расте­рялся, или нет её здесь?

Кузьма– Что-то не вижу свою суженую.

(Из комнаты выходит “невеста” с подругой, напевая.

Невеста– Ах, щёчки горят,

Пламенем полышут,

Не меня ли молоду,

Среди подружек ищут?

(Делает поклон “Кузьме”, он кланяется “невесте” и делает ей предложение выйти за него замуж).

Кузьма– Ты, сударыня моя,

Пойдёшь ли замуж за меня?

Прошу меня полюбить –

Вся в шелках будешь ходить!

Невеста– (открывая лицо от полотна).

Ой, Кузьма, мой дорогой.

Раз пришёл ты свататься,

Мне девчонке молодой,

Ни к чему уж прятаться!

Я открою свой секрет;

Мне милее тебя нет!

5-я– А ну-ка, подружки, быстро вставайте в хоровод,

Жениха с невестой в круг поставим,

Целоваться их заставим!

(Жених целует невесту, а она его. Девушки не выпускают их из круга, за­дают им шуточную загадку):

“Узловат Кузьма, развязать нельзя” – (цепь).

(После этого они входят в круг) Игра “Прялица”

Т.Домна– Ай да молодцы!

А ну-ка, гости теперь отгадайте наши загадки.

(Ребята из старшей группы загадывают загадки).

1-я– В брюхе баня, в носу решето, на голове пуговица, одна рука – и та на спине! (чайник).

— Вот, молодец(цы), надо б за это тебе(вам) огурец(цы)

Да вот пока вы нас слушали,

Огурцы на огороде зайцы скушали.

2-я– Чем больше я верчусь, тем больше толстею (веретено).

— Молодец, дружок, дать тебе б морковки мешок,

Да вот пока вы нам внимали,

Зайцы морковку всю растаскали.

3-я– То худеет, то толстеет,

На весь дом голосит. (гармонь).

— эту отгадку знают редко,

Надо б за труд вам

Сладкую репку

Да вот только пока вы гадали,

Зайцы сладкую репку украли.

4-я– Сижу верхом, не знаю на ком,

Знакомого встречу – соскочу, привечу (шапка).

5-я– Молоденький, пузатенький,

Весь дом бережёт. (замок).

6-я– Зимой нет теплей,

Летом нет холодней. (печь).

7-я– Стоит Варвара,

Выше амбара. (труба на крыше).

Т.Домна– Ай, да молодёжь, гости дорогие!

Парень– Ой, девчонки, вы девчонки,

Собрались мы на вечерки,

А не сплясать ли нам кадриль?

(Лукаво) – Раскудрить твою, кудриль!!!

Девушки– По кадрили мы попляшем,

По кадрили мы споём,

Все– Мы не в городе родились,

Во деревне мы живём.

Парень– Кадриль! “Ночка темна!”

Кавалеры приглашают дам!

(Берутся за руки, идут вправо, три шага+подскок, идут влево три шага +подскок+подскок. Повторяется от + до ++. Затем шаг вправо, шаг влево, вальсируют. Затем с начала). (Танцуют со зрителем).

После танца:

Девушки– Ох, отдохнуть бы!

Давайте-ка, присядем песню затянем.

(Присаживаются, исп. “Как во сади, во садику”).

Парень– В песнях вы горазды, языком намолотите – сто годов не разбе­рёшь, а как до настоящего дела дойдёт, тут вас и не-ту-ти, разбежитесь, раз­летитесь, как малые пташки по осени.

Девушки– Это да какого такого дела?!

Парень– До игры например!

Девушки– А ну называй игру, какая?

Парень– Целовальная “Селезень утинку ловит!”

Девушки– А ну-ка, девчата, вставайте, докажем нашим молодцам, что и целоваться мы умеем.

(Игра. Все поют: Селезень утинку ловит,

Молодой серую ловит,

Пойдём утица домой,

Пойдём серая домой,

У тебя семеро детей, 8-й селезень, а 9-я сама –

Целуй разок меня!)

Парень– Девки! А давайте-ка спляшем “Во саду ли, в огороде!”

(Часть танцует, остальные поют).

Парень– Видим, девки, вы хоть куда, наигрались, мы с вами, напелись.

Девушки– Ох, до чего ж и нам нравится с вами гулять.

(исп. РНП “У неделю пью …”).

Парень– А не пора ли нам за стол, да Кузьму покликать.

Девушки– Пора!

Т.Домна– Хорошо вы поёте, да играете, а в печке-то у меня лапша (каша) варится.

Все– Мы лапши давно не ели,

Да каши захотели.

1-я– Как во печке нашей,

Чугуны уже готовы,

С горячей кашей.

(девушки суетятся: носят тарелки, ставят на стол) –

— Сейчас всех угостим лапшой и кашей.

Т.Домна– Ешьте, гости, досыта,

Чтоб лапша у всех была,

Ведь нет цены курочке-птичке,

Когда она сварена в лапшичке.

И нет цены этой плутовке

Когда поджарена она в духовке!

Это угощенье всем на удивленье.

(Подаёт жаренного гуся, или кур).

Все– Кузьма-Демьян, приходите к нам кашу хлебать!

(Все садятся за стол и угощаются. Звучат наигрыши. На этом праздник за­канчивается).

Автор: Распутина Елена Николаевна

Поделиться с друзьями

Утренник «Кто сказал, что Осень грустная пора?»Сценарий осеннего праздника с элементами фольклора для средней группы

У вас недостаточно прав для добавления комментариевЧтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.

Оцените статью
Коллекция сценариев