Сценарий праздника «День Кузьмы и Демьяна»
Во многих областях России одним из популярных осенних праздников был день святых Кузьмы и Демьяна (1 ноября по старому стилю, 14 ноября по новому стилю). В народе святые были известны под именем “Курятников”, “Кашников”. С.В. Максимов в “Очерках народного быта” приводит предание Тотемского уезда Вологодской Губернии: “… св. Кузьма м Демьян были простыми работниками, которые охотнее всего нанимались молотить, но при этом никогда не требовали платы, а ставили лишь условием, чтобы хозяева вволю кормили их кашей. Из этого предания возник обычай: оканчивая молотьбу, работники обычно требовали каши, приговаривая: “Хозяину ворошок, а нам каши горшок”. Святые как бы подавали пример бескорыстия крестьянам.
Наряду с кашей крестьяне считали необходимым бить первого ноября трёх Куренков и есть их утром, в обед и вечером, “чтобы птица зародилась”. При этом говорили молитву: Кузьма – Демьян – сребреница! Зароди, господи, чтобы писклятки водились“.
Кузьма и Демьян были покровителями семейного очага. Этот день особо почитался девушками. На кузьминки приходилась кульминация осенних девичьих посиделок. В обрядах, которыми сопровождались эти гуляния, сочетались элементы Язычества и христианства.
Вот один из рассказов празднования Кузьминок в селе, Ушинке Земетчинского района Пензенской области.
“Празднование Кузьмы и Демьяна продолжалось 8 дней. Тогда с осени по дворам были ссыпки. В первый день девки одевались скромно – юбка да платок. Снимали дом, каждая приносила кошелку картошки, ведро муки, пшена, бутылку масла и петуха. Хозяйка дома стряпала. Парни ходили по ссыпкам с гармошкой, пели и плясали. Девки щедро угощали гармонистов. Иногда на ссыпке приходили и взрослые мужики, в шутку рядились в панёвы.”
Накануне самого праздника Кузьмы и Демьяна девки рядились в шабаластые (поношенные) костюмы: стариком и старухой. Так ходили по своей улице, пели, плясали. Гармониста жители угощали, а ряженным давали два Куринных яйца.
На сам праздник наряжались “по — хорошему”, ходили по родным, в гости. Заходя в дом плясали, пели частушки. И вновь девушек вознаграждали куриными яйцами.
На второй день праздника ряженные представали в обличии парня и девушки.
Кульминацией праздника был третий день. Девушки брали большой сноп, делали чучело (“вязали руки”), наряжали его в “шабаластый” костюм, клали в корыто и несли по селу. Носилки тащили “за четыре угла” с почётом. Две девушки наряжались попом и дьячком. Впереди процессии шёл “поп”, размахивая лаптем с насыпанным углём. Другие девки плакали, кричали, как по мёртвому: “Милый ты наш Кузюшка! Куда уж мы тебя провожаем, и на чужу ды на сторонушку, больше тебя не увидим!”
Ох, размилаи наши подруженьки.
(плач по Кузьме и Демьяну;)
отрывок.
Ох, размилаи наши подруженьки!
Провожаем мы своего дорогого
И желанного батюшку.
Да что уж он от нас-то скорёхонько поторопился.
Что уж он нас так быстро покидает?
Неужели мы его-то сильно обидели?
Ну чего ж мы его так не угодили?
Желанный ты наш батюшка!
Ведь мы уж тебя очень долюбили,
И мы ведь тебя больно не обижали…
и т.д.
За околицей чучело сжигали. Возвращаясь обратно, били в заслон, “в ведро бубенили”, плясали и прибасали.
В посёлок Малая Сердоба тот же обряд называли “сиротским престолом”.
Примерно так же справляли кузьминки в селе Большая Ижмора Земетчинского района. Здесь из собранных яиц девушки пекли яичницу и продавали её ребятам. Если в Земетчинском и Малосердобинском районах в праздновании Кузьминок преобладали игровые элементы, то в Иссинском районе Пензенской области было больше элементов свадебной обрядности. В обрядовых моментах главную роль играла эмблема свадьбы – курник (так называют в этих местах разукрашенный лентами и цветной бумагой срубленный репейник). В день Кузьмы – Демьяна две девушки наряжались в Кузьму и его невесту. Остальные хороводом (так называли всю группу), во главе с девушкой несущей курник, пели песню “Как на девичий праздник”.
“Как на девичий праздник”.
1. Как на девичий праздник,
Как на девичий праздник,
На … на Кузьму – Демьяну дэ,
На Кузьму – Демьян …
2. Выпала дэ тут порошка, — 2 раза
Бе … белая, хороша да,
Бе … белая, хорош…
3. Как по етой па пороше –
Как по етой пой, па пороше
Шёл, шёл милой хороший да,
Шёл милой хорош…
4. Не путём он не … не дорогой – 2 раза
Чу … чужим угородом да,
Чужим угоро …
С Ц Е Н А Р И Й
ПРАЗДНИК КУЗЬМЫ М ДЕМЬЯНА
(14 ноября по новому стилю)
Праздник проходит в малом зале, зал разделён на две части: 1 – горница, 2 – улица. Зрители сидят по обе стороны зала.
ГОРНИЦА – русская изба: печь, стол с самоваром, домашняя утварь, скамейки.
УЛИЦА – деревья, плетень, несколько домиков.
Задача организатора праздника – познакомить зрителей с историей праздника и его празднования. Задействовать зрителей в празднике…
Перед началом праздника звучат русские наигрыши, гости собираются в зале.
НАЧАЛО ПРАЗДНИКА: выходит руководитель фольклорного ансамбля, приветствует зрителей и поздравляет с праздником Кузьмы и Демьяна… Рассказывает историю праздника.
Ведущая:Во многих областях России одним из популярных осенних праздников был день Кузьмы и Демьяна (14 ноября по новому стилю). Кто такие Кузьма и Демьян?
“… св. Кузьма м Демьян были простыми работниками, которые охотнее всего нанимались молотить, но при этом никогда не требовали платы, а ставили лишь условием, чтобы хозяева вволю кормили их кашей., оканчивая молотьбу, работники обычно требовали каши, приговаривая: “Хозяину ворошок, а нам каши горшок” или давили кур. В народе Кузьму и Демьяна называли: “курятниками” или “кашниками”.
С Кузьмы-Демьяна женщины вплотную принимались за зимнюю пряжу и обрались к святым, просят помочь не отстать в работе от тех, кто начал её раньше: “Батюшка-Кузьма! Сравняй меня позднюю с ранними”.
В день празднования памяти этих святых в деревне обязательно варят кашу, отведать которую приглашают и святых угодников. “Кузьма-Демьян” – говорят крестьяне, усаживаясь за трапезу, — приходите к нас кашу хлебать!”
Ещё в этот день режут петухов и едят утром, в обед и вечером, чтобы водилась птица. 14 ноября обязательно жарили кочета и курицу, служили молебны в курятниках и кропили их святой водой.:
“Святая водица, помоги нашей птице,
Чтобы курочки росли, да яички несли,
Злой чтоб коршун не летал,
Цыплят малых не таскал”.
Кузьма и Демьян – являются и покровителями семейного очага. Этот день особенно почитался девушками.
Они справляли “кузьминки”, собираясь куда-нибудь в одну избу, устраивали складчину, приносили с собой жаренных петухов, пшено, муке, масло, и др.. Кур и других птиц для “кузьминок”!, по заведённому обычаю, девушки крали накануне вечером у своих родителей и родных, причём так, чтобы никто не видел похищения.
В праздник девушки ходили группами по дворам, просили: “Подайте на Кузьму-Демьяна”, на девичий праздник”.
После “сборов” девушки собирались у хозяйки вечером, отдавали всё собранное, и хозяйка варила кашу, пекла блины. На посиделки приходили парни и ряженный “Кузьма”. “Кузьма” выбирал себе “невесту”.
В избе молодёжь не ограничивалась угощением, попеременно звучали песни и разыгрывались “целовальные игры”, задавали шуточные вопросы, угадывались загадки.
Действие начинается на “улице”.
Появляются “ряженные” (“цыгане”, в масках, шубы вывернуты наизнанку), с баянистом, раздаётся смех, разговоры. К ряженным присоединяется остальная молодёжь.
(Идёт сцена “встречи” деревенской молодёжи).
— Ну что, девки, пошли по домам, глядишь что и подадут.
Все:Пошли.
(Идут под музыку, поют “Как на девичий праздник” подходят к дому.
Все:Чтобы курочки водились,
На носесточку садились,
Ушастенькие, головастенькие!
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку!
(Звучит музыка из “Домика”, выходит хозяйка, подаёт “гостям” яйца).
Хоз.– Спасибо, девчата, вот яйца к “сыпкам” вашим.
Все– Спасибо, тетка Дарья!
(Идут дальше, поют, подходят к другому дому, повторяют те же слова) – хозяева не показываются.
Все– Самокур, дери кур,
Самокур, гони кур со двора …
1-я– Ну что, девки, пошли избу откупать?
2-я– Вы, девчата, пока идите к тетке Домне, на счёт избы, а мы пойдём ещё поклянчим.
1-я– Пойдём девчата!
(Часть уходит, остальные остаются, идут к избе Домны)
Тетка Домна сидит на печи, девушки заводят с ней разговор.
1-я– Как живёшь-поживаешь, тётя Домна?
Т.Домна– Всяко, милая, всяко.
2-я– Как у тебя чисто, уютно да тепло. А на улице Кузьминки, зиме начало.
1-я– Тётя Домна, а у тебя полдома пустует, пусти нас к себе на вечер.
Т.Домна– Так мне ж не жалко,
Только вот ни дров у меня, ни воды, дорожка к избе не метена.
2-я– Да это не беда. Мы тебе подсобим и отблагодарим за твое гостеприимство.
Т.Домна– Ну так и быть! Изба ваша, приходите, повечеруем!
1-я- Спасибо, тётушка!
(Уходят из избы, идут разговаривают)
1-я– Что-то нынче изба дорога стала.
2-я– Шутка ли: два мешка картошки отдавали!
1-я– Откупили, да и ладно! Погуляем на славу!
2-я– Девки что-то задерживаются …
1-я– Да, вот идут, кажется.
(Появляются остальные девушки, идут, смеются).
3-я– Заждались нас, поди, припаздываем.
4-я– Да вот только управились.
2-я– А где остальные девки? Изба то уже откуплена, хозяйка-то хорошая, веселая, приветливая.
(Девушки подходят группами к избе).
5-я– Скос на крылечко. Бряк во колечко. Дома ли хозяйка?
Т.Домна– Просим в избу. Красному гостю – красное место.
6-я– Шли было мимо, да завернули до дыму.
Т.Домна– Добро пожаловать, гости дорогие!
Рада видеть вас, девушки красные!
Будьте как дома.
Мой уют домашний каждому виден!
В тесноте, быть может, да не в обиде!
Ведь изба любая, знаете сами,
Не красна углами, а красна весельем, да пирогами!
Так, что добро пожаловать в мою горницу на праздник!
4-я– Тётя, Домна, здесь вот яйца, куры, пшено!
Т.Домна– Давай, милая, вы веселитесь, а я кашу сварю, яичницу сделаю.
(Тётя Домна хлопочет около печи, девки рассаживаются по скамейкам, запевают песню: “Вечер девки”.
Т.Домна– Девки, а что ж парни-то опаздывают, а-а-й. легки на помине, вот и они.
(Появляются парни, ряженные, “Кузьма” c“дружкой”. Под музыку с баянистом заходят в избу, пляшут, поют, после чего девки угощают их “брагой” (напиток).
Исп. “Нальём мы по полнице”, подносят к каждому стакан с напитком.
Все– Здравствуйте, девки!
(Девушки отвечают поклоном и угощают).
Парень 1– Ну, спасибо, девки.
(Приглашая парней, девушки заметили что-то необычное в настроении Кузьмы и его дружка).
6-я– Ой, девчата, посмотрите! Какой же распригожий наш Кузьма-то дорогой! Никак свататься пришёл, дружку привёл с собой:
Погляди-ка на меня, я невеста не плоха,
Может выберешь меня?!
Парень (дружка)– Ах, девчата, все вы хороши, но одна красавица, Кузьме очень нравится!
6-я– Какую из девушек ты выберешь себе в жёны, Кузьма? Что растерялся, или нет её здесь?
Кузьма– Что-то не вижу свою суженую.
(Из комнаты выходит “невеста” с подругой, напевая.
Невеста– Ах, щёчки горят,
Пламенем полышут,
Не меня ли молоду,
Среди подружек ищут?
(Делает поклон “Кузьме”, он кланяется “невесте” и делает ей предложение выйти за него замуж).
Кузьма– Ты, сударыня моя,
Пойдёшь ли замуж за меня?
Прошу меня полюбить –
Вся в шелках будешь ходить!
Невеста– (открывая лицо от полотна).
Ой, Кузьма, мой дорогой.
Раз пришёл ты свататься,
Мне девчонке молодой,
Ни к чему уж прятаться!
Я открою свой секрет;
Мне милее тебя нет!
5-я– А ну-ка, подружки, быстро вставайте в хоровод,
Жениха с невестой в круг поставим,
Целоваться их заставим!
(Жених целует невесту, а она его. Девушки не выпускают их из круга, задают им шуточную загадку):
“Узловат Кузьма, развязать нельзя” – (цепь).
(После этого они входят в круг) Игра “Прялица”
Т.Домна– Ай да молодцы!
А ну-ка, гости теперь отгадайте наши загадки.
(Ребята из старшей группы загадывают загадки).
1-я– В брюхе баня, в носу решето, на голове пуговица, одна рука – и та на спине! (чайник).
— Вот, молодец(цы), надо б за это тебе(вам) огурец(цы)
Да вот пока вы нас слушали,
Огурцы на огороде зайцы скушали.
2-я– Чем больше я верчусь, тем больше толстею (веретено).
— Молодец, дружок, дать тебе б морковки мешок,
Да вот пока вы нам внимали,
Зайцы морковку всю растаскали.
3-я– То худеет, то толстеет,
На весь дом голосит. (гармонь).
— эту отгадку знают редко,
Надо б за труд вам
Сладкую репку
Да вот только пока вы гадали,
Зайцы сладкую репку украли.
4-я– Сижу верхом, не знаю на ком,
Знакомого встречу – соскочу, привечу (шапка).
5-я– Молоденький, пузатенький,
Весь дом бережёт. (замок).
6-я– Зимой нет теплей,
Летом нет холодней. (печь).
7-я– Стоит Варвара,
Выше амбара. (труба на крыше).
Т.Домна– Ай, да молодёжь, гости дорогие!
Парень– Ой, девчонки, вы девчонки,
Собрались мы на вечерки,
А не сплясать ли нам кадриль?
(Лукаво) – Раскудрить твою, кудриль!!!
Девушки– По кадрили мы попляшем,
По кадрили мы споём,
Все– Мы не в городе родились,
Во деревне мы живём.
Парень– Кадриль! “Ночка темна!”
Кавалеры приглашают дам!
(Берутся за руки, идут вправо, три шага+подскок, идут влево три шага +подскок+подскок. Повторяется от + до ++. Затем шаг вправо, шаг влево, вальсируют. Затем с начала). (Танцуют со зрителем).
После танца:
Девушки– Ох, отдохнуть бы!
Давайте-ка, присядем песню затянем.
(Присаживаются, исп. “Как во сади, во садику”).
Парень– В песнях вы горазды, языком намолотите – сто годов не разберёшь, а как до настоящего дела дойдёт, тут вас и не-ту-ти, разбежитесь, разлетитесь, как малые пташки по осени.
Девушки– Это да какого такого дела?!
Парень– До игры например!
Девушки– А ну называй игру, какая?
Парень– Целовальная “Селезень утинку ловит!”
Девушки– А ну-ка, девчата, вставайте, докажем нашим молодцам, что и целоваться мы умеем.
(Игра. Все поют: Селезень утинку ловит,
Молодой серую ловит,
Пойдём утица домой,
Пойдём серая домой,
У тебя семеро детей, 8-й селезень, а 9-я сама –
Целуй разок меня!)
Парень– Девки! А давайте-ка спляшем “Во саду ли, в огороде!”
(Часть танцует, остальные поют).
Парень– Видим, девки, вы хоть куда, наигрались, мы с вами, напелись.
Девушки– Ох, до чего ж и нам нравится с вами гулять.
(исп. РНП “У неделю пью …”).
Парень– А не пора ли нам за стол, да Кузьму покликать.
Девушки– Пора!
Т.Домна– Хорошо вы поёте, да играете, а в печке-то у меня лапша (каша) варится.
Все– Мы лапши давно не ели,
Да каши захотели.
1-я– Как во печке нашей,
Чугуны уже готовы,
С горячей кашей.
(девушки суетятся: носят тарелки, ставят на стол) –
— Сейчас всех угостим лапшой и кашей.
Т.Домна– Ешьте, гости, досыта,
Чтоб лапша у всех была,
Ведь нет цены курочке-птичке,
Когда она сварена в лапшичке.
И нет цены этой плутовке
Когда поджарена она в духовке!
Это угощенье всем на удивленье.
(Подаёт жаренного гуся, или кур).
Все– Кузьма-Демьян, приходите к нам кашу хлебать!
(Все садятся за стол и угощаются. Звучат наигрыши. На этом праздник заканчивается).
Автор: Распутина Елена Николаевна
Поделиться с друзьями
Утренник «Кто сказал, что Осень грустная пора?»Сценарий осеннего праздника с элементами фольклора для средней группы
У вас недостаточно прав для добавления комментариевЧтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.