Сценарий спектакля, посвященного прощанию с начальной школой
Действие 1
Рассказчик:В некотором царстве, в некотором государстве, за семью морями, за семью горами жил-был царь. (Царь выходит и садится на трон)И было у него три сына: Алёша-царевич, ______царевич и Данила-царевич. Царь, как водится, за порядком следил да приказы отдавал (пантомимикой диктует писарю, гот записывает), а царевичи с раннего утра до позднего вечера всё забавы молодецкие выдумывали да в игры потешные играли…
Музыка. Через зал с криками «Спасите, помогите!» бежит Нянька,
за ней — царевичи, одетые в индейцев.
Нянька: Спасите! Помогите! (прячется за трон).
Царевичи: (запрыгивая на сцену) Нянька не пробегала?
Царь: (оглядывается на няньку, в недоумении): Да-к, она, это… Вот только что… (Нянька знаками умоляет не выдавать ее). Во-он… на двор побёгла!
1царевич:Опять упустили!
2царевич: Говорил, окружать надо было!
3царевич:Ничего, от нас так просто не уйдёт! (с криками и улюлюканьем убегают)
Нянька:(кряхтя вылазит) Ушли?
Царь: Кто?
Нянька: Да басурманы твои! Ишь, чего озорники удумали: в индейков каких-то играть! Чтоб им пусто было!
Царь:Так ведь дело молодое, пущай забавляются себе на здоровье.
Нянька: Себе-то оно, может, и на здоровье, а только мне — на погибель.. .От безделья они маются, а не от большого ума!
Царь: Скажешь тоже, «от безделья»… Они ведь как-никак дитяткинеразумные. Им бездельничать — самое оно.
Нянька: Ну, тогда ты, царь-батюшка, не обижайся, я тебе вон сколько годков верой и правдой служила…пора и честь знать. Ухожу я, сил моих больше нету (снимает фартук).
Царь: (вскакивая, испуганно)Как. уходишь? Куда?
Нянька: На пенсию. И не уговаривай!
Царь: (падает на колени)Матушка, нянюшка, да неужтоменя одного с этими оглоедами оставишь? Не пущу! (загораживает путь и хватаем за край юбки).
Нянька: Не имеешь права! (царь, всхлипывая, садится на край сцены, нянька его жалеет). Да пойми ты: не всё же царевичам кур по двору гонятьда песни орать. Им уже давно учиться надобно.
Царь: (всхлипывания переходят в смех) Ну ты, нянька, даёшь! «Учиться.» Чему? Кабы они дети сапожника были, или там, пекаря, тогда понятно. Но я-то царь! А на троне сидеть мною ума не нужно…
Нянька: Оно и видно…Ну, а как понадобится тебе казну пересчитать или депешу какую составить, тогда что?
Царь: За казной следить у меня счетовод имеется, а писать да читать и вовсе надобности нет. Стоит только кликнуть писаря: «Прошка!» как он гут как тут — любые буквы тебе нацарапает.
Вбегает писарь с пером и бумагой.
Писарь: Чего изволите, ваше величество?
Царь: А ну-ка. Прошка. как считаешь, пора царевичей в ученье отдать?
Писарь: Это где ж на царёв-то учат?
Царь: Да не на царёв, а грамоте.
Писарь: (падает на колени).Ой. царь — батюшка, не губи! А меня-то куда же?
Нянька: (ехидно).В деревню. Пахать на тебе надо, хватит бумажками шуршать.
Писарь: (деловито) Так ведь нас в деревню нельзя, мы работать не приучены. Мы ж им в деревне всё только испортим. Царь — батюшка, не вели нас в деревню, мы отродясь ничего в руках кроме пера не держали!
Нянька: Как, а ложку?
Писарь: (не обращая на нее внимания) Да и где это видано, чтоб царевичей грамоте учили? Не царское это дело, не царское!
Царь: Ну, нянька, что ты на это скажешь?
Нянька: А то и скажу: нельзя Прошку в деревню, если только пугалом, ворон путать.
Царь:(хмыкая) Ну, но уж ты слишком…
Нянька: Да ты оглянись вокруг, время-то, какое: тут тебе и ляктрофикация, и индустрилизация, и даже, понимаешь, капьютеризация. Короче, пока своих басурмапов грамоте не обучишь — на меня не рассчитывай (отворачивается).
Царь:(Прошке) Вот ведь оно как… (няньке) Согласен, согласен! Небось, худее не будет. Эй, кто там, кликните ко мне царевичей!
Вбегают царевичи.
Царь: Ну, сыны мои родимые, неча вам более по терему без дела слоняться, пора и за ум браться.
1 царевич: Как, папенька, вы складно говорите. Только не совсем понятно: чего брать-то надо?
Царь: Решил послать я вас грамоте учиться. Негоже, чтоб во времена.. .как ты сказала?
Нянька: Копьютиризации.
Царь: Во-во, нечего на печи лежать да курей гонять.
2 царевич: А это не шибко тяжело? Уж дюже надрываться не хочется.
Царь: Не знаю, не пробовал. Ну, уж коли, и попотеть придётся, так не велика беда. Вы пока мест в дорогу собирайтесь, а я покумекаю — где лучше уму-разуму учат.
Действие 2
Рассказчик:И стал царь-батюшка думать. Думал — думал, ничего не надумал. Тут вспомнил он про волшебное зеркало, что ему от прадеда досталось. Стоило лишь заветные слова произнести, как зеркало гут же на любой вопрос ответ давало.
Царь: Ну-ка, зеркало, скажи,
Да всю правду доложи
Как с царевичами быть?
Где их грамоте учить?
Зеркало: Хочешь, верь, а хоть, не верь,
Но на свете всех умней
Три сестрицы – Василисы,
Три Премудрые девицы.
Терем их в трёх днях пути.
Коль сумеют их найти
Сыновья твои, тогда
Будь уверен, что не зря
Ты учиться их послал.
Знанья — выше всех похвал
Василисы им дадут.
Но старание и труд
Им придётся приложить,
Чтобы грамотными быть.
Действие 3
Рассказчик:В тот же день благословил царь — батюшка своих сыновей и отправились они в путь-дороженьку. Долго ли, коротко они шли, и к исходу третьего дня увидали терем диковинный с узорами хитростными да резьбою искусною. А на крыльце их встречали две девицы — красавицы писаные.
3 царевич:Эй, здесь, что ли грамоте учат?
Старшая Василиса:Здравствуйте, гости дорогие. Да только вас не грамоте, а вежливости сперва обучить надобно.
1 царевич:Простите братца моего неразумного. Устал он в дороге, вот и ляпнул не подумав. Зовут меня Алексей-царевич, а это мои братья.
2 царевич:(здоровается за руку) _______ -царевич, очень приятно.
3 царевич: Данила-царевич, очень приятно.
1 царевич:А прибыли мы из палат царских к Василисам Премудрым уму-разуму учиться.
Средняя Василиса:К которой же Василисе? Нас три сестры. Я, например, учу языкам разным, заморским, неведомым. Рассказываю про земли далёкие, про зверей диковинных.
Старшая Василиса:А уж коли вы ко мне, то поведаю вам былины стародавние из летописей временных лет. Научу, как смешением двух вод порошок добыть без магии и волшебства. Покажу, как смастерить механизмы хитрые самодвижущиеся…
1 царевич:(нерешительно) Нам бы читать…
2 царевич:Да писать…
3 царевич:Да цифры всякие складывать обучиться…
Старшая Василиса: А, ну так это вам нашу младшую сестрицу надобно, а к нам ещё раненько.
Средняя Василиса: Только вот незадача: три дня уж прошло, как она к Кощею отправилась, и с тех нор ни слуху, ни духу.
Старшая Василиса: Мы уж и волноваться начали, не случилось ли чего?
1 царевич: Раз такое дело, разыщем мы вашу сестру.
2 царевич: Хоть из-под земли, а достанем.
3 царевич: А как этого Кощея найти!
Старшая Василиса: Пешком вы до него ни за что не доберётесь. А ну-ка, сестра, выведи царевичам наших коней быстроногих. Они в два счёта вас до места домчат.
Средняя Василиса( выносит коней): Скачите прямо по этой дороге, никуда не сворачивайте. К вечеру увидите избушку, там наша тётушка живёт.
Старшая Василиса: Будьте с ней повежливей. Она-то вам путь к Кощею и укажет.
Действие 4
Рассказчик: Сели царевичи на коней и пос-ка-кали. Лишь солнышко стало садиться, увидели они избушку на курьих ножках.
1 царевич: Избушка, избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом.
2 царевич: Не умеешь ты с избушками обращаться. Смотри, как надо. А ну, избушка, ров-няйсь! Смир-р-но! На-ле-во, ать-два! Кругом! На-пра-во!
Баба — Яга: Это кто без разрешения мою избушку туда-сюда крутит?
3 царевич: Здравствуйте, бабушка. Нас к вам Василисы Премудрые послали.
Баба -Яга: Ну, наконец-то, а то я совсем умучилась с этими иероглифами. Вы ж, небось, учёные, справитесь.
1 царевич: А делать то чего?
Баба -Яга: Давеча услыхала я, что ежели из этих пакетов «домик» сложить, то можно и настоящий домик в деревне получить. Моя-то избушка еле на ногах стоит, того и гляди рассыплется. Вот и мучаюсь я, как дитя малое картинки складаю. Только всё без толку. Поможете?
1 царевич: Мы бы с удовольствием…
2 царевич:Только нам торопиться надобно…
3 царевич:А вот на обратном пути — запросто!
Баба-Яга:Так вы не ко мне? А куда ж вы так спешите на ночь глядя, соколики?
1 царевич: Кощей похитил Василису Премудрую — младшую из сестёр. Вот мы и идем её выручать.
Баба-Яга:Ах, он изверг ненаглядный, ах, он злодей разлюбезный! Никак не успокоится, супостат распрекрасный!
2 царевич: Бабушка, вас не поймёшь: вы его не то хвалите, не то ругаете…
Баба — Яга:Так нельзя же его, размилейшего, плохим словом поминать, не то со свету сживёт…
3 царевич: Спокойно. Бабусенька-Ягусенька, как-нибудь одолеем твоего сатрапа расчудесного.
1 царевич: Ты нам только дорогу подскажи.
Баба — Яга:Ах, касатики, я вам не только дорогу укажу, я вас и в дорогу снаряжу. Правда, мечей — кладенцов не обещаю — их все до одного богатыри растащили. Но какую-никакую амуницию всё ж-таки справлю, (достаёт кастрюли, ухваты, крышки). Как говорится, чем богаты, тем и рады. А дорога к Кощею отсюда только одна, не ошибётесь.
Действие 5
Рассказчик:Поблагодарили царевичи Бабу — Ягу и поскакали дальше. Долго ли, коротко они ехали, того не знаю, не ведаю. Вдруг раздался не то свист соловьиный, не то крик звериный. Вся живность за версту с испугу попряталась, птицы в разные стороны разлетелись, а кони царевичей остановились, на дыбы стали, ни за что вперёд идти не желают. И тут из-за деревьев показался Соловей-разбойник, и прямиком к царевичам.
Соловей поет под фонограмму Витаса.
Соловей:(с надеждой) Ну как?
1 царевич:Вы, Соловей, пардон муа, разбойник, вот и разбойничайте себе на здоровье.
3 царевич:(смеясь) А оперу пусть Шаляпин поёт.
2 царевич:Да ладно вам, по-моему, очень даже ничего…
Соловей:(обрадовано) Вам понравилось? Между прочим, вы первые, кто дослушал меня до конца.
2 царевич:Нет, ну, конечно, на вокалом ещё работать и работать, а так в целом…
Соловей:А я и работаю! Меня ведь даже в консерваторию обещали взять. Говорят, если звук потише сделать, да раскрутить маленько, так и людям не стыдно показать. Народу, мол, должно понравиться. Вот я и репетирую.
1 царевич:Вишь, молодец, какой! А мы вот тоже учиться идём, к Василисе Премудрой, грамоте. Соловей: Так это же совсем в другую сторону!
2 царевич:Да нет, в ту самую. Её ведь намедни Кощей похитил.
Соловей:Быть того не может! Кощей Васелис уж больно уважал и даже…(понижает голос)… немного побаивался. Не мог он её похитить, это вы чего-то напутали.
3 царевич:Напутали или не напутали — мы скоро узнаем. А ты уж постарайся, не репетируй, пока мы дальше не отъедем, ладно?
1 царевич:А то, не ровен час, останемся посередь леса без средств передвижения. Наши кони ведь к такому репертуару не приучены…
3 царевич:А нам, ой, как не терпится с Кощеем встретиться…
Действие 7
Рассказчик:На это попрощались царевичи с Соловьем-разбойником и отправились дальше. Много ли, мало ли времени прошло… Добрались они, наконец, до замка Кощеева. А у ворот евойных сидит Чудо-Юдо трёхголовое — Змей Горыныч по-нашему. Сидит, скучает, так сказать, охраняет. Ни конного, ни пешего мимо не пропускает.
1 голова: Конь Д6-17.
2 голова: (третьей) Королеву ешь! Королеву!
3 голова: Да кому она нужна, костлявая! Мы пойдём другим путём…вот гак-с…(делает ход).
1 голова: Ага, попался! Шах и мат!
2 голова: (третьей) Говорил: не умеешь играть — не берись!
1 голова: Может, ещё партеечку?
3 голова:Надоело… Тоска смертная… Хоть бы Иванушка-дурачок какой забрёл что ли…
2 голова: Тьфу… Типун тебе на язык! У нас вон, своих дурачков хватает. Сказано было: пущать только царевичей. Сейчас Кощею царевичи в самый раз будут…
Кощей:(выбегает) Меня никто не спрашивал?
1 голова:Помилуй, Кощеюшка, ты уж, коли, сотый раз за сегодня спрашиваешь! Сам ведь видишь — один я тут — никою больше нет!
Кощей:Знать, почудилось… Но если кто появится — без разговоров ко мне! (уходит).
2 голова:Хм…не терпится ему. Сам же всех добрых молодцев да богатырей извёл, а теперь сидит…зубы на полку. (1 и 3 на него цыкают). Но это я образно, так сказать… (появляются царевичи)
1 царевич(грозно): Который тут Кошей? Выходи на смертный бой!
1 голова:Опыньки… Явились не запылились. Никак царевичи? Настоящие?
2 царевич: Самые что ни на есть, можете не сумливаться.
2 голова:Всем оставаться на своих местах!
1 голова:А я это…мигом…
3 голова:Только доложу и назад…(уходит)
2 царевич:Мне, чавой-то, не по себе, может, вернёмся, пока не поздно?
3 царевич:Да…собачка у Кощея просто супер, редкой породы, наверное.
1 царевич:Ага. Сторожевая трёхголовая…
Змей возвращается.
Змей:(радостно вместе) Милости прошу, гости дорогие!
2 царевич:Ой, не нравится мне всё это…
Кощей:(встречая с распростертыми объятьями) А-а, ну, наконец-то! А то я уж заждался.
1 царевич: (братьям) Заждался он, бедненький…
2 царевич:(грозно) А ну, выходи на смертный бой!
Надвигаются на Кощея, прячась, друг за друга.
Кощей:(пятясь) Спокойно, спокойно, без паники. Вы что драться со мной пришли?
1 царевич:Отдавай Василису, а то хуже будет!
Кощей:(притворяясь) Ой, как страшно! Ой, боюсь! Ой, не убивайте меня!.. Вы себя в зеркало видели? Бессмертный я, бессмертный. (Отбирает у них ухваты и скалки) Мне от комаров больше неприятностей будет, чем от ваших железяк!
1 царевич:(растерянно) Что же нам делать?
Кощей:Вот, это дело другое. Вам ведь Василиса нужна?
2 царевич:Так точно.
Кощей:Зачем, не спрашиваю, не моё дело, раз пришли сражаться, будь, по-вашему. Но только как цивилизованные люди, без этих ваших варварских штучек.
3 царевич:Я чё-то не понял: драться будем или не будем?!
Кощей:Загадаю я вам 3 загадки: отгадаете — Василиса ваша. Нет — будете развлекать Горыныча. По рукам?
1 царевич:Идёт. Давай свои загадки.
Кощей:Вот первая загадка: » Из пункта А…» то есть «Из царскою дворца выехали 3 царевича, первый скачет со скоростью 40 вёрст в час, второй на 3 версты в час больше, чем первый, а третий на 5 вёрст в час больше чем второй». Спрашивается: кто из них за 3 часа проедет больший путь.
2 царевич:А у кого лошадь самая хилая?
Кощей:(смотрит в листок) Кажись, у первого.
2 царевич:Так он первый и прискачет.
Кощей:Как так?
2 царевич:Как у нас говорится: » Тише едешь, дальше будешь».
Кощей:Хм… Молодец… Сам бы ни за что не догадался. Вот вам вторая загадка. (бормочет) «Подчеркните главные члены предложения…» (царевичам) » Из неведомой страны прибыли к царю послы». Какое тут главное слово?
1 царевич: Так это ж совсем просто: царь, он и в Африке царь. Главнее его никого нету.
Кощей: Верно, и как я сам не додумался? Тогда… Вот вам и третья загадка:
«Мой повар решил приготовить салат
Он взял помидор, огурцы, виноград.
Добавил капусту, добавил чеснок.
Салат получилсяне так уж и плох.
Но что-то в нём лишнее, чувствую я
Подумайте и расскажите друзья.
3 царевич: Чего-чего он туда положил?
1 царевич: …огурцы, капусту…
2 царевич: Этот… виноград и …чеснок!
3 царевич: Фу…опять чеснок. Терпеть не могу. С ним любая еда — отрава. А нянька нарочно его во все блюда кладёт, особенно зимой. Он, мол, полезный.
Кощей: Итак, ваш ответ?
Царевичи: (хором) Чеснок!
Кощей: (пишет) Правильно! Всем спасибо! Все свободны!
1 царевич: Что, уже всё? А где Василиса?
Появляется Василиса.
Василиса:Я здесь.
Кощей: (на ходу хватает шлем и клюшку) Василисушка, милая, отпусти меня, опаздываю. Наши без меня уже третий матч проигрывают. Вот контрольная. Кажется, в этот раз без ошибок.
3 царевич: Я чё-то не понял: кто кого здесь в заточении держал?
Кощей показывает на Василису.
Василиса: Ну, и как вам не стыдно?
Кощей: Они мне совсем чуть-чуть помогли, самую капельку, вот тут, в конце… Остальное я сам сделал, ну…или почти…сам…
Василиса: С тобой мне все ясно. Опять остаешься на второй год.
Кощей: Ну, вот, я так и знал… А все из-за вас…
Василиса:(царевичам) Ну, а вы? Я думала, Кощей последний неграмотный в нашем тридевятом царстве-государстве остался. Да, видно, ошибалась…
Кощей: Ага, ей ошибаться можно, а мне — нет?
1 царевич: Да подожди ты! Василиса, не ругай ты нас, а луче выслушай.
2 царевич: Мы учиться хотим. Вернее, раньше не хотели, а сейчас поняли, что без грамоты, ой, как худо!
3 царевич:Так что, не сердись на нас…
Василиса:А я не сержусь. Учиться — так учиться! Только уговор: не лодырничать, а трудиться усердно, работать старательно, работать с усердием. Ленивым учеба не впрок.
Действие 8. ЭПИЛОГ.
Рассказчик:И стала Василиса Премудрая учить царевичей грамоте. Поначалу не всё ладно да складно выходило: то букву не ту напишут, то слово не так прочитают, а то и вовсе цифры перепутают
Но чем больше они ума-разума набирались, тем интересней становилось им учиться, тем сильнее тянулись они к знаниям.
На каникулах царевичи завсегда родительский терем навещали, няньке по хозяйству помогали, любую работу безотказно делали. Радовался царь-батюшка успехам сыновей, но тайком всё ж-таки просил Василису построже царевичей за шалости наказывать.
Соловей-разбойник поступил-таки в Консерваторию, а как окончил её с отличием, стал в концертах разных выступать. И что интересно: как ни старался он петь потише, красные девицы, слушая его, всё равно без чувств в обмороки падали, видать от счастья.
Исполнили своё обещание царевичи -сложили Яге заветное слово, как положено, без ошибок. И вот ведь как бывает: выиграла бабка свой домик в деревне, недалече от царской столицы. А как переезжала, всё царевичей в гости на новоселье звала.
Змей Горыныч у Кощеевых ворот так натренировался в шахматы играть, что на международном чемпионате сказок занял сразу все призовые места, обойдя всего на пол очка Мальчика-с-пальчика. Кощея же временно отстранили от участия в хоккейных играх из-за неуспеваемости, и он до сих пор сидит и ждет какого-либо заезжего царевича, чтобы тот помог ему справиться с очередной контрольной Василисы.
Р.S. Ну, а царевичам так понравилось учиться, что лишь последнее испытание младшей Василисе на «отлично» сдали, тут же попросились в ученье к средней сестре. Но это уже совсем другая история…
ТУТ И СКАЗКЕ КОНЕЦ!
Все герои:
— Как конец? Совсем не конец!
— Мы же ещё не сказали самого главного…
— Самой доброй…
— Самой умной…
— Самой терпеливой…
— Самой весёлой.
— Самой справедливой…
— Той, с которой 4 года в школе пролетели незаметно, как в сказке!
(вместе)Нашей (И.О. учителя) Премудрой — большое спасибо! (поклон до земли)
Автор: Тивикова Надежда Геннадьевна
Поделиться с друзьями
Сценарий выпускного вечера в 4 классеКлассный час Прощание с первым классом