Сценарий театрализованного представления

Сценарий театрализованного представления

(Участники и гости олимпиады проходят в зал и занимают свои места.

Занавес открыт. Сцена оформлена. Звучит инструментальная  музыка.)

На экране заставка:  «VIМеждународная Студенческая олимпиада по педагогике им. В.А.Сластёнина»

(Звучат позывные. На сцену выходят ведущие.

Ведущий.  Добрый день, уважаемые гости, дорогие друзья!

Ведущая.   Здравствуйте!

Ведущий.   Мы рады приветствовать на Кузнецкой земле участников VIМеждународной студенческой олимпиады по педагогике

им. В.А.Сластёнина. (аплодисменты)

Ведущая.   На олимпиаду прибыло 30  команд- участниц.  Вчера, на вечерних мероприятиях,  все участники,  имели  возможность   познакомится. 

Ведущий.   Особенно приятно, что многие руководители делегаций и участники команд не в первый  раз на нашей олимпиаде. Со всеми основаниями наши встречи можно назвать «встречей друзей»

Ведущий.   Дорогие друзья, уважаемые гости, этот год  наполнен знаменательными событиями, юбилейными датами.

Ведущий.   В этом году исполняется 125 лет со дня рождения Антона Семеновича Макаренко.

Ведущий.   95 лет со дня рождения Василия Александровича Сухомлинского.

Ведущий.   90 лет со дня рождения Игоря Петровича Иванова.

Ведущий.   Этим юбилейным датам посвящается VIМеждународная Студенческая  олимпиада по педагогике им. Виталия Александровича Сластёнина.

Ведущий.   Трудно переоценить вклад в развитие педагогической науки и практики  этих педагогов – новаторов.

Ведущий.    Мы предлагаем совершить экскурс в  XXвек. И    вспомнить  страницы Великой истории. (ведущие уходят)

(Музыкальный акцент- «Бой часов». Выходят чтецы)

1 чтец.        Какие бы не были времена:

Меняются эпохи и события,

Но есть основа всех других начал-

Великий и прекрасный труд учителя.

2 чтец.        Истории страницы пролистаем

И в суматохе наших бурных дней,

Великие заветы вспоминаем

Сподвижников, новаторов, Учителей.

1 чтец.        Год 1917. Революция. Рождение республики.

На экране:  заставка «1917г. «Революция. Рождение респудлики»

Картина 1.

«1917. Революция. Рождение республики.» 

(Звуки набата. На сцену выбегают со всех сторон толпа революционеров, чернь.)

Эй, звонарь! Бей в набат!

Чернь идет на Петроград!                                             

Держи винтовку и не трусь!                                            

Пальнем-ка пулей в Святую Русь!                                 

Эй, звонарь! Бей в набат!                                

Чернь идет на Петроград!                                             

Долой самодержавие гнусное!                                             

Не нужны Цари люду русскому!                                

Мы на горе всем буржуям                                

Мировой пожар раздуем!                                

Мировой пожар в крови!                                               

Разбиты иконы! Разрушены храмы!                                               

На воле гуляют холопы и хамы!                                               

Кровавое пламя раздуем в России!                                               

Падут с пьедестала Цари и Святые!                                

Грозно удары гудят и гудят.                                

Колокол плачет и стонет!                                               

Русский народ под зловещий набат                                               

Совесть навеки хоронит!                                

С песнями пляшут у ярких костров                                

Диких людей хороводы!                                                

Челядь под крики и звон топоров                                                 

Празднует праздник свободы!                                    

Пламя свирепое! Пламя грозящее!                                    

Пламя, сожги настоящее                                    

Во имя грядущего!

Газетчики.

(Толпа  революционеров  на сцене замирает. В зале появляются газетчики, агитаторы с криками разбрасывают листовки, газеты.)

— Новости! Последние новости!

— Великая революция свершилась.

— Последние новости «Царь отрекся от трона.

— К власти пришли большевики.

— Керенский бежал из Петрограда в женском платье и панталонах.

— Из искры разгорелось пламя.

—  Газетчики убегают.

— Новости! Последние новости!

(На сцене появляется беспризорник, садится на авансцену,  поднимает листовку и делает из неё самолетик. Играет с ним.)  

Картина 2. «Гражданская воина»

1 чтец.  Гражданская война.

2 чтец.  Первая в мире республика труда героически боролась против    интервентов и белогвардейщины.

На экране:  заставка «Гражданская воина»

(Звучит «Тачанка». Беспризорник прячет свой самолетик и скрывается сам. Революционеры  становятся бойцами Красной армии.)

Уходи с дороги птица,

Зверь с дороги уходи,

Видишь, облако клубится

Кони мчатся впереди.

Эх, тачанка-ростовчанка

Да, нашей гордости гроза

Комсомольская  тачанка

Все четыре колеса.

1 чтец.           Наши части наступали,

Брали белых вдоль реки.

И как молнии блистали

Красных конников клинки.

(Бойцы красной армии строем уходят со сцены)

Товарищи, райком закрыт. Все ушли на фронт.

1 чтец.     Гражданская война. Разруха. Смятение умов.

2 чтец.     По разорённой стране бродили миллионы обездоленных детей, лишенных семей и крова. Беспризорщина становилась настоящей внутренней угрозой.

(Звучит музыка. На сцене появляются беспризорники.)

2 чтец.     В 1920году в глухом месте, под Полтавой, создаётся колония  для несовершеннолетних.

1 чтец.     Колонию возглавил выдающийся педагог-новатор Антон Семёнович Макаренко.

На экране:  фотография Антона Семёновича Макаренко.

2 чтец.     «Нового человека надо по — новому делать»; «Необходимо, чтобы колония стала новой семьей и родным домом, где колонисты будут учиться и работать»; «Научить человека быть счастливым  нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно» —  эти мысли обуревали Антона Семёновича Макаренко. 

1 чтец.      Но, мечту о новой колонии не так, то просто было осуществить. Вначале  колонисты отрицали не только педагогику, но и вообще элементарную культуру.

(Отрывки из фильма «Педагогическая поэма»)

2 чтец.      Антон Семёнович выступал против использования для детей элементов тюремного режима.

1 чтец.     Он был убежден, что «если мало  способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно.

2 чтец.     Нельзя насильно заставить хорошо учиться: «Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности?

1 чтец.      Но при этом Макаренко всячески стремился к тому, чтобы:

у каждого учащегося было хотя бы 2-3 любимых предмета, кружка, секции, участия в театре, оркестре и так далее.

2 чтец.      Безделье не поощрялось.

1 чтец.      Макаренко придерживался принципа: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему»; уделял большое внимание  развитию коллектива, формированию традиций, самоуправлению.

2 чтец.     Постепенно, шаг за шагом, колонисты привыкали к новой жизни. Ребята познавали радость труда и радость преодоления трудностей. Проворные детские руки взялись за восстановление хозяйства.

1 чтец.      Создавались  отряды.  Возглавляли  отряды командиры. Совет командиров принимал постановления, которые все были обязаны выполнять.

Инсценировка. «Заседание совета командиров.»

(На сцену выходит Председатель совета командиров. Перед сценой все участники собрания.)

Пред.        Внимание! Тишина! Слушай постановление совета командиров.

Первый отряд здесь?

Все.          Здесь. Все здесь!

Пред.       Завтра вы отвечаете за заготовку дров. Рабочий инвентарь в   подсобке. Понятно!

Все.          Понятно! Чего непонятного-то. 

Пред.       Второй отряд назначается отрядом по охране дороги.    Командир……….. получишь револьвер у Антона Семеновича. Смотри дело серьёзное.

Пред.        В саду работает третий отряд. Командир……. Отрядом по      наведению порядка назначается четвертый отряд. Всем всё понятно? Вопросы есть?

Все.           Вопросов нет!

Пред.        Предложения есть?  

Все.           Да, какие предложения! Нет предложений! Давайте расходится!

АКТ.         Есть! У нас есть предложения.

Все.           Да, какие предложения. Надо послушать. (шумят)

Пред.        Тихо! Ну, давайте Ваши предложения. Поднимайся сюда!

АКТ.          У нас есть предложения внести в жизнь коммуны правила!

Все.            Да, есть правила… «Раз плюнешь – три дня моешь» (шумят)

Пред.         Тихо!  Слушаем!

АКТ.       Предложение первое: «Только тот хозяин жизни, кто живет трудом своим!»

Все.         Да, и так все понятно!

АКТ.       Не всем понятно!  Вон, например, Ванька Батон, лопатой машет не так интенсивно. А хозяйничать любит, как атаман в банде!

Все.        Это точно! (шум) Ха-ха-ха!

Пред.     Всё понятно! Ставлю вопрос на голосование! Кто «за»? Единогласно!

АКТ.      Предложение второе:  «Личность надо мыть обязательно. И по праздникам тоже»

Все.        А это понятно, про кого.

Пред.     Предложение принимается?

Все.        Принимается! Да все нормально.

Пред.     Предложений больше нет?

АКТ.      Нет!

Все.        ДА нет предложений.

Пред.     Раз предложений нет. Собрание окончено. Расходимся.

(Участники собрания расходятся)

2  чтец.    Сам Антон Семенович Макаренко так подводит итог своих трудов в эпилоге «Педагогической поэмы»:

Многое уже прошло, и многое забывается. Давно забылся и первобытный героизм, блатной язык и другие отрыжки. Каждую весну коммунарский рабфак выпускает в вузы десятки студентов, и много десятков их уже подходит к окончанию вуза.

1 чтец.     « Отказаться от риска – значит отказаться от творчества», «Коллектив должен видеть впереди, быть в радостном напряжении», «Мечта это не беспочвенное». 

2 чтец.      22 июня 1941 год. 4 часа утра.

На экране:  Заставка «Великая отечественная война»

Картина 3.

«Великая Отечественная война.»

1 чтец.            Перешли враги границу

Родной страны, родной земли.

Снаряды вражеской десницы

Берёзки наши обожгли.    

(Звучит «Вставай страна огромная»)

На экране:кадры хроники.

Фотография В.А.Сухомлинского)

2 чтец.        В июле 1941 года был призван в красную Армию молодой учитель, выпускник Полтавского педагогического института Василий  Сухомлинский. В звании младшего политрука  Василий Алексеевич  воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой.

На экране:Фотография В.А.Сухомлинского.

1 чтец.        Весь советский народ и на фронте и в тылу делал «Всё  для победы». Ушедших воевать мужчин у станков, на заводах, на полях  заменили   женщины и дети.     

На экране:можно  показать хронику- трудовой подвиг.

(И на авансцене работают дети. Носят кирпичи, работают)

В счастливое, мирное детство

Невзгоды войны ворвались.

Они принесли много бедствий,

Но трудностям мы не сдались.

Давались заданья отрядам,

Давалась работа рукам:

Мы встали со взрослыми рядом

К печам и токарным станкам.

Мы овощи летом растили,

С желаньем трудясь на полях,

Их  детским домам приносили

И раненым в госпиталях.

Для них мы концерты давали

И, радуя пеньем, игрой, –

Мы веру в победу вселяли,
Дарили им бодрый настрой.

Вязали носки мы из шерсти,

Мы делали всё, что могли!

С солдатами нашими вместе

К всеобщей победе мы шли!

2 чтец.              В январе 1942 года  Василий Алексеевич был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из госпиталя  работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР.

Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.

1 чтец.               После ужасов войны важно было не только восстанавливать народное хозяйство, разрушенные города и сёла, но и что очень важно учиться, устремлять свой взор в будущее.

2 чтец.                  И снова мирная весна

Пришла с Победой мая!

Растёт и строится страна,

Хозяйство поднимая.

Картина 4.

«Послевоенные годы»

На экране заставка.

2 чтец.              С 1948 года до последнего дня своей жизни Василий Александрович работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области. Обычной сельской школы, в которой учились обыкновенные сельские ребята.

1 чтец.              Как участник Великой Отечественной войны не раз смотревший смерти в глаза, видевший гибель своих товарищей, переживший  самых близких и любимых людей, Василий  Александрович, очень ценил жизнь, личность каждого человека,  и стремился к прекрасному.

2 чтец.               Сухомлинский строил процесс обучения  как радостный труд;  важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений; разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой».

2 чтец.              В своей книге Сухомлинский даёт учителям совет: «Идите  в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми; исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами.

«Среди природы ребёнку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать.

2 чтец.             Любование красотой – это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности.

1 чтец.              Создается живой уголок, «птичья» и «звериная» лечебницы, где дети ухаживают за животными.  «Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста»

1 чтец.              Деятельность Василия Александровича Сухомлинского явилась примером гуманной педагогики, нашедшей блестящее воплощение в практике работы его «Школы радости».

1 чтец.             Не случайно название книги его жизни — «Сердце отдаю детям»  стало девизом конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования.

(На сцену выходят дети с моделями самолётов, кораблей, ракет, цветущими ветками яблонь. Как будто   идут на праздничную демонстрацию).

Мы мастерим своим трудом

Кормушки и скворечни,

А  подрастём – и сможем дом

Мы возвести успешно!                           

Пусть будут помыслы чисты,             

Пусть думы озарятся!

Пусть наши яркие мечты

В реальность воплотятся!

1-й: Вперёд самолёты!

Вперёд корабли!

Мы сделали их!

Смастерили, смогли!

2-й: Мечтаем – пройдёт всего несколько лет

И мы доберёмся до звёздных ракет!

Картина 5.

60-е. «Хрущевская оттепель…»

На экране:Заставка.

2 чтец.                Шестидесятые. Жизненным сферам

Заданы крупные планы, масштабы.

Молодежь в рядах первых

Создаёт союзы, содружества штабы.

1 чтец.                    Пришла пора творить, мечтать

И радоваться жизни.

Хотим полезными мы стать

Для дорогой Отчизны.

1 чтец.                 Со взрослыми  ученики старших классов

Важную деятельность начинают

И для работ в направлениях разных

Знанья, стремления объединяют.

2 чтец.                 Им интересна любая наука,

Творчество  и социальная сфера.

Ну а в основе – поддержка друг друга,

Дружба — сотрудничества атмосфера!

Инсценировка. «Союз энтузиастов»

(Участники встречи – молодые энтузиассты, разливают чай и ведут споры и беседы)

— Ну, продолжай, свою мысль…

— Вот я и говорю, что деятельность пионерии забюрокраченна. Это не может никак устраивать.

— Ну, а что ты предлагаешь?

— Нужно что-то новое, интересное… В пионерских лагерях тоска…

— Что ты можешь предложить взамен?

— Нужно учить детей лучшей жизни!

— А про Макаренко ты рассказывал?

— Конечно, рассказывал. Ну интересно, конечно…Все говорят : «Вот бы нам такого, как  Макаренко»

— А о подвигах партизан?

— Да все я рассказывал…

— Да и меня не устраивает план — сетка.. Всё одно и тоже, всё по- старинке.. Я уже всё перечитала: Ушинского и Макаренко, Шацкого.

— Времена другие были.

— То-то и оно. А, вот придумать что-то современное – в духе нашего времени  не получается…

(В комнату вбегает взволнованная запыхавшаяся Лиза)

Лиза.    Всем привет! Воды!

—  Привет! Ты чего опаздываешь? Ну, наконец-то, Явилась…

Лиза.Ой, ребята, где я сейчас, была! Ой!!! С кем я встречалась!

— (заинтересованно) Ну?  Рассказывай!

Лиза.Воды!

—  Да, дайте ей воды! (Лизе дают стакан воды, она пьёт )

—  Ну, давай спокойно… все по порядку..

Лиза.  Я сейчас была у Игоря Петровича Иванова!

—  Вот это да!

—  Ну, и что он сказал?

— Давай, рассказывай!!!

Лиза. Значит так.  Я рассказала ему все наши размышления, сомнения, ну, о том, как вести воспитательную работу с детьми.

— А он?

— Ну что он?

Лиза.А он как будто бы уже все знал! Смотрит так на меня…

— Строго?

Лиза.Внимательно! Значит, смотрит так на меня…И, знаешь,  взгляд такой…

— Строгий?

Лиза.Внимательный!

— Да ты по сути говори…

Лиза.Вот, я и говорю… Взгляд такой внимательный  и… умный!

— Дальше, дальше давай!

— Хватит про взгляд!

Лиза.  Вот он и говорит! (вспомнив) Я всё записала! (достаёт записную книжку, начинает читать) «Нужно не только рассказывать детям о лучшей жизни, а показывать её, не требования предъявлять, а окунать их в эту самую жизнь. Пусть ребята испытают, что доброта и чуткость, товарищество и взаимовыручка, любовь и нежность, существуют на самом деле, а не только в журнале «Пионер».

 — Здорово, давай дальше!

Лиза.  «Пусть уже сейчас поживут этой жизнью, которой будет жить вся наша страна после 1980 года, когда мы построим коммунизм.»

— Ого!

— Здорово!

— А как это?

Лиза.  У него уже свой план есть! Реальные предложения!

— Интересно, интересно!

— Рассказывай!

Лиза.  Игорь Петрович  предлагает организовать для пионеров Фрунзенского района летний лагерь труда и отдыха, то есть «лагерный сбор». С колхозом уже договорились… И провести этот сбор по совершенно невиданной план-сетке.

— Как это?

Лиза. Четыре часа в день ребята работают в поле. Но не просто уныло тяпая по свекле, а творчески.

— Что значит творчески … тяпая…?

Лиза.А то! Перед каждым выходом создаётся Совет дела. Совет придумывает и готовит несколько сопутствующих процессу тяпания мероприятий: весёлые линейки с прикольными рапортами, конкурс стенгазет «Свекла на марше» или «Счастливая ботва»

— Это он сказал?

Лиза.  Про ботву уже я придумала!

— А чего она счастливая?

Лиза.А того, что служит делу коммунизма!

— А!

Лиза.Дальше. Выставка композиций из тяпок, концерт – ромашка «На грядках» и так далее! И вообще, Игорь Петрович говорит, что главным девизом нашего сбора будет девиз: «Всё — творчески, иначе – зачем?»

-Здорово!

-Интересно!

-Я тоже так считаю!!1

Лиза.  После работы в поле ребята, умывшись и поевши, что будут делать? Отдыхать на боку? Фиг два вы угадали. Дальше у нас пойдут «ме-ро-при-я-тия». Называться это будет  — КТД. (заглядывает в книжку) Я всё записала: коллективное творческое дело! И будет у нас этих самых КТД пять-шесть штук… в день!

— Сколько?

— Я не ослышалась?

— Ты это серьезно?

— Не за всю смену, как в нормальных лагерях, а именно в день?

Лиза. Это и есть главная идея- насыщение каждого дня творческими событиями, отсутствие пустого времяпровождения!

— А-а-а-а-а!…

Лиза.Вечером – вечернее дело, а вот после него…

— После него — отбой!

Лиза.Вот и не угадали! После него «Огоньки»

— Какие огоньки?

Лиза.За день ребята очень устали. Событий и впечатлений было много. Требуется остановиться и осмыслить «былое» — пережитое. Обговорить и оценить каждое Дело крайне необходимо, (зачитывает из блокнота) «ибо без этого, по мнению Иванова, любое воспитательное мероприятие не имеет никакого педагогического эффекта, а , следовательно – бессмысленно.» Фу… Всё рассказала. Ну? Как?

— Да, идеи в духе нашего времени!

— Но рискованно. Даже авантюрно… Страшновато как-то.

— Да вы что испугались? Мы же не одни, а с Игорем Петровичем!

— Да, конечно!

— Здорово! Интересно! «Отказаться от риска, значит — отказаться от творчества»

Лиза.Кстати, Игорь Петрович  пригласил нас всех на встречу энтузиастов!

— Когда?

Лиза.(Смотрит на часы) Ой, мамоньки! Через полчаса!

— Да что же ты молчишь?

— Мы же опоздаем.

(Начинается суматоха сборов)

Лиза.Д, я еще к Люське забегала, у неё температура и ипохондрия…

— Какая ипохондрия! Идем быстрей! Опаздываем.

(Уходят со сцены.)

На экране:  Фотография И.П.Иванова.

1 чтец.       Игорь Петрович Иванов, — доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, профессор Ленинградского государственного педагогического института им А.Н.Герцена, лауреат премии  имени Антона Макаренко.

2 чтец.        Игорь Петрович —  изобретатель методики КТД (организации коллективных творческих дел), создатель педагогики, о которой говорят как о «Педагогике сотрудничества», называют её «коллективное творческое воспитание», «орлятская педагогика», «воспитание по Иванову»

1 чтец.        Кроме того, Игоря Петровича  по праву считают инициатором и создателем социально- педагогического движения. В 1956 году в Ленинграде он создал творческую группу педагогов – Союз энтузиастов, в 1959 году – Коммуну юных фрунзенцев- школу районного актива старшеклассников, в 1963- Коммуну им. А.М. Макаренко – содружество студентов, увлечённых идеями великого педагога.

2 чтец.       По примеру ленинградцев коммунарские отряды, подростковые, студенческие и педагогические клубы стали возникать по всей стране. Всероссийский лагерь «Орленок» стал центром пропаганды и распространения передовых идей и опыта.

1 чтец.       И сегодня в 21 веке, идеи Игоря Петровича Иванова, живут и развиваются! 

Картина 6.

«Орлятский хор»

На экране:Видеозапись, фото «Орлятского хора»

(На сцену выходят групперы. «Орлятский хор». Исполняется песня «».

Затем к ним присоединяются все участники театрализованного представления. После песни артисты остаются на сцене.)

1 чтец.           О, Родина моя,

Не побоюсь высоких слов:

Ты знаешь и триумфы и бессилие,

Но даже среди самых страшных снов

Представить не могу,

Что без учителя Россия.

2 чтец.          Поэт  в России больше чем поэт,

Какие бы ветра нас не носили,

Я верю в лучшее. Но нет,

Представить не могу, что без учителя Россия.

1 чтец.          «Учитель, именем твоим…» 

(Артисты уходят со сцены. Фанфары. Выход ведущих.)

Идет представление жюри, апелляционной и мандатной комиссий.

Ведущий 2.  Дорогие друзья! Церемония открытия

VIМеждународной Студенческой олимпиады по педагогике

им. В.А.Сластёнина завершена.  Сейчас объявляется перерыв на 10 минут. После перерыва состоится презентация визиток команд – участниц.

Ведущий 1.Благодарим за внимание!

Ведущий 2. До новых встреч!

Автор: Коляев Геннадий Николаевич, Коляева Айгуль Алиаскаровна, Хуторская Полина Владимировна

Поделиться с друзьями

Сценарий праздника «День Учителя»Сценарий праздника День учителя

У вас недостаточно прав для добавления комментариевЧтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.

Оцените статью
Коллекция сценариев