Времена года. Осень

Времена года. Осень

Сценарий познавательного внеклассного мероприятия для учащихся 1-3 классов.

Цель: воспитание любви к родному краю, к его природе.
Задачи:
— познакомить с народным календарем (осень);
— воспитывать интерес к народным традициям;
— развивать желание интересоваться происходящим в природе осенью.                                                                                   

Под музыку входит Ведущая.
Ведущая:
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня наш праздник посвящается самому красивому времени года – осени. В эту пору земля надевает самые дорогие наряды: парчовые и золотые. Кажется, что все в природе начинает светиться. Теплый красный свет идет от осин, лимонно-желтый – от берез, огненный – от рябин. Глянет солнце – все вспыхнет яркими красками, и сердце замрет в восторге от этой дивной красоты.

Унылая пора, очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса.                                                                                                                                       

Есть ли в году время, подобное этому? Нет, «пышное природы увяданье» неповторимо!                                                                                        

Осень приходит к нам незаметно, украдкой. А какой ее первый признак, ребята?  (Дети отвечают и читают стихи)                                 

1-й ученик. Желтые листочки.                                                                                                                                                                      

«Если осень, каждый знает,
в небе листики гуляют,
Цветом листья разные:
желтые и красные».

2-й ученик. Листики меняют цвет и опадают.                                                                                                                                  

«Лист березы золотой
Пролетел немного —
В ручеёк упав, с водой
заскользил в дорогу.
Может, к берегу прибьет
Желтый листик вскоре,
А, быть может, доплывет
Наш листок до моря».                                                                                                                                                                                              

Ведущая:  В старину у месяца  сентября было множество названий:  вересень, желтень,ревун, хмурень, летопроводец, листопадник.Почему, ребята, такие названия были даны октябрю, как вы думаете? (Ответы детей: по времени цветения вереска, по цвету растений в это время, за угасание солнечного света, хмурое небо и ранние сумерки и т.д.).  Ребята, в старину осень наступала 14 сентября, когда наступала самая сокровенная ее пора – бабье лето. Это удивительное время – не осень и не лето! Это раздолье света и тепла среди пасмурных, ненастных  дней.

3-й ученик.                                                                                                                                                                                       

«На роще – рыжий палантин,
И лучик солнечного света
Берет на струнах паутин
Аккорды танго “Бабье лето”…
Стоит чудесная пора,
Через неделю – грязь и слякоть,
Ледок на лужах по утрам,
И октябрю дождями плакать…».

Ведущая:Но уж очень изменчив лик осени. И совсем скоро она из веселой красавицы превратится в серую, хмурую плаксу. Растреплет ветер ее золотые косы. Сотрется позолота с пышного наряда. И наступит месяц октябрь — предзимье, первый суровый месяц осени. Властвует холодный ветер, идут частые дожди. Последний сбор плодов и грибов. Дни все короче, ночи длиннее и темнее. Ветер срывает листву. Уже просвечивается насквозь лес, редеют вершины. По народному календарю октябрь называется  грязник. Так почему же, ребята, так называется месяц Октябрь? (Ответы детей).

4-й ученик.

«Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, желтый, золотой,

Как хорош ты, лист цветной!

А ветер щеки толстые

Надул, надул, надул

И на деревья мокрые

Подул, подул, подул.

Красный, желтый, золотой,

Облетел весь лист цветной.

Как обидно, как обидно:

Листьев нет — Лишь ветки видно».

5-й ученик.

«На водах золотая рябь,

Летит, летит листва.

Ветрами зябким октябрь

Все лезет в рукава.

Он сам себе и царь, и князь,

Но весь дождем пропах,

И месит грязь, и месит грязь,
И ходит в сапогах.

За стол сажусь перекусить

И тоже грязь пойду месить».

Ведущая:

Поле чёрно-белым стало,

Падает то дождь, то снег,

И сильней похолодало,

Льдом сковало озимь ржи,

Что за месяц подскажи?

Ребята, о каком месяце идет речь? (Ответы детей).

Правильно, о последнем осеннем месяце – ноябре. В народе о нем говорили, что он «сын октября, внук сентября и родной батюшка зиме». Ноябрь — суровый и хмурый месяц. Наши предки называли его по-разному: студень, листогной, грудень, полузимник.

Коротки тусклые дни поздней осени. Света белого мало: поздно рассветает, рано смеркается. В народе говорят: «В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются». Первые заморозки.  Съежились продрогшие поля, поседел луг. Уже с вечера морозец покрывает молодым ледком лужицы, обметывает по краям бережок.

6-й ученик.

«Уходит осень золотая,

На смену ей идет другая:

Серебряная осень.

С грустным шумом сосен,

С черными тропинками,

С голыми осинками,

С первыми снежинками,

С ночным холодком

Да с хрустящим ледком».

7-й ученик.

«Что такое за окном? Сразу в доме посветлело –

Это снег лежит ковром, самый первый, самый белый.

Вот о чем всю ночь свистел за моим окошком ветер,

Он про снег сказать хотел и про то, что зиму встретил.

На заборе, на крылечке все блестит и все бело,

Нет свободного местечка, всюду снега намело.

Нарядилась и рябина в белый праздничный наряд,

Только гроздья на вершине ярче прежнего горят».

Ведущая: Вот и закончилось наше путешествие по времени года с названием – Осень.

Да, она бывает разная – весёлая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождичком и мокрым снегом, с холодным ветром и заморозками. Но все мы любим ее за щедрость и необыкновенную красоту. Волшебных чар ОСЕНИ не победить!

Благодарю участников и гостей праздника за внимание! (Праздник завершается чаепитием и раздачей маленьких осенних сувениров, например, закладок для книг, сделанных в виде разноцветных листиков).

Использованная литература:

1. Сценарии школьных праздников: внеклассная работа 1-4 классы: учебно-методическое пособие/    сост. Е. М Тихомирова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.

2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997.

3. Я иду на урок в начальную школу: Сценарии школьных праздников. – М.: Первое сентября, 2001

4. Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для библиотек. – М., 1998

Автор: Петухова Любовь Алексеевна

Поделиться с друзьями

Сценарий мероприятии «Праздник осени» Здравствуй, осень

У вас недостаточно прав для добавления комментариевЧтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.

Оцените статью
Коллекция сценариев