Беседа на тему «Мир и Война глазами детей!»

Беседа на тему «Мир и Война глазами детей!»

Патриотизм – это не значит только одна любовь к родине.

Это гораздо больше.

Это – сознание своей неотъемлемости от родины

и неотъемлемое переживание вместе с ней

ее счастливых и ее несчастных дней 

(А.Н.Толстой)

«Мир и Война глазами детей!»

Беседа способствует формированию знаний о Великой Отечественной войне, о подвиге  защитников нашей страны.

Цель: воспитание гражданственности,  патриотизма, ценностного отношения к России и своему народу в целом.

Задачи:

— ознакомление с людьми, явившимся достойным примером гражданственности и патриотизма;

— формировать представление о Великой Отечественной войне и подвиге народа в эти жуткие годы;

— воспитать уважительное отношение к истории России и памятным событиям;

План беседы:

1. Что мы знаем о Великой Отечественной войне (вступительная беседа).

2. Человек на войне.

4. События Великой Отечественной войны в поэтических произведениях (стихи прилагаются).

Ход беседы.

1) Вступительная беседа начинается с вопросов о датах начала и завершения Великой Отечественной войны (даты записываются на доске).

22 июня 1941 года без объявления войны, вероломно нарушив договор о ненападении между Германией и СССР, немецко-фашистские войска внезапно вторглись на территорию нашей Родины. Так началась Великая Отечественная Война.

Стих.1.:

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина.
Жизнь обещала, Любовь обещала,
Родина?
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Пламя ударило в небо- Ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: “Вставайте на помощь”-
Родина!!!

Идя в бой, люди давали клятву Родине в том, что будут действовать стремительно и смело, не щадя своей жизни ради победы над врагом. Волю свою, силы свои и кровь свою капля за каплей отдадут за счастье своего народа.

 Далее целесообразно спросить учащихся: Кого из героев Великой Отечественной войны вы знаете?

Ответы детей.

Стих. 2.:

Ей руки верёвкой связали,
Её на допрос повели,
Там били её и пытали,
Но волю сломить не смогли.
На страшную казнь под конвоем,
Босая, ступая на снег,
Шла гордая школьница Зоя,
Российский простой человек!
И взглядом своим, умирая,
Она ободряла народ.
И слава, как песня живая,
В народе о ней не умрёт.

( стихотворение о Зойке Космодемьянской)

Вопросы к детям:

Имена каких полководцев Великой Отечественной войны вам известны?

Какие подвиги героев – воинов армии и флота, партизан вам запомнились из книг, кинофильмов?

Заслушав ответы учащихся, учитель обратить внимание на то, что одной из черт гражданина является его благодарная память о живых страницах биографии своей страны, своего народа. Одной из таких незабываемых страниц является битва за Москву.

В исторических судьбоносных событиях познается человек, его возможности, его характер, духовные силы.

Откуда брались силы у курсантов подольских пехотного и артиллерийского училищ, которые во время битвы под Москвой на Ильинском направлении шесть дней сдерживали фашистов? А если бы они не отдали бы свои жизни, неизвестно, как бы обернулись события: дорога на Москву была бы открыта. Где истоки духовных сил, мужества, самопожертвования у 160 тысяч москвичей – участников народного ополчения?

Война выбивала целое поколение здоровых сил нации. Народное ополчение – это добровольческие  формирования, создававшиеся из людей, не подлежащих первоочередному военному призыву по мобилизации. Это ученые, рабочие, подчас люди преклонного возраста…

Всего за годы войны только наша Москва направила в Вооруженные силы СССР 850 тысяч человек.

Свыше 800 из них получили звание Героя Советского Союза.

Десятки тысяч награждены орденами и медалями. Знаете ли вы, что медалью «За оборону Москвы» награждено 20 тысяч пионеров! Это ваши ровесники. Героизм действительно был массовым.

Гитлеровское командование исчисляло сроки войны с СССР месяцами и неделями. Мужество, героизм, самопожертвование наших соотечественников сломили их планы.

Стихот. 3:

ОДА СОЛДАТУ

Солдату я слагаю оду.

Был ратный путь его тяжел.

Он все прошел: огонь и воду,

И трубы медные прошел.

Шагал по вражескому следу

До завершающего дня.

И прочно выковал Победу

Из грома, стали и огня.

И, полная творящей силы,

Вся в блеске солнца, не в дыму,

Стоит спасенная Россия,

Как вечный памятник ему.

(Это стихотворение может быть органичным переходом ко второму пункту плана.)

 2) Учитель отмечает, что самым молодым солдатом последнего призыва сегодня за восемьдесят, и их не так много осталось в живых, а с каждым годом становится все меньше, и это с каждым годом становится все заметнее.

Сегодняшние школьники уверенно рассуждают о цене победы, прогнозируют дальнейшее развитие событий: что было бы, если бы…, дискутируют на тему: были ли героями Александр Матросов или Зоя Космодемьянская, имел ли право полководец посылать на смерть тысячи людей ради «точки на карте» и т.п. При этом есть довольно значительная часть учащихся, которые вообще не знают конкретных имен героев войны. «А ровесникам нынешних старшеклассников и ровесникам ваших родителей в те годы не приходилось рассуждать. Они получали приказ, и его необходимо было выполнить. Им надо было выстоять, выдержать, сражаясь не на жизнь, а насмерть и только благодаря тому, что большинство из них пошли на самопожертвование, отдали свои жизни, мы с вами живы и, сидя дома у телевизора или в светлом классе, можем спорить, вести дискуссии, рассуждать на темы войны и мира». А те люди воевали за нашу землю, за нашу Родину, за родных и близких людей, за наше с вами будущее, за нашу с вами жизнь.

Наверное, среди них были всякие: и негодяи, и трусы, и предатели, но не они решили исход войны. Не они 1418 дней и ночей своей жизни отдали тому, чтобы «пропахав пол-Европы по-пластунски», водрузить флаг над Берлином, сокрушив фашизм.

Осталось для всех неизвестным

Все то, чем владел он живой:

Фамилия, имя и место,

И дата рожденья его…

(Надпись на надгробии гласит: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен»).

Этот памятный обелиск «Москва – город-герой», был сооружен возле Дорогомиловской заставы на Кутузовском проспекте в 1965 году в честь 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Стихот.4 

“Я никогда не видела войны”

Я никогда не видела войны,
Не видела, как падают снаряды,
Не слышала гнетущей тишины
В замёрзших переулках Ленинграда.
Гул самолётов в тучах над Невой,
В сожженных сёлах стрекот автоматов.
Не видела пожары над землёй
И на снегу обугленные хаты.
Под грозным небом остовы печей,
Деревьев, почерневшие скелеты,
И в темноте октябрьских ночей
Далёких взрывов алые отсветы.
Зениток вопли, пробужденья страх,
В обломках дома- окна точно раны,
Девчонок- медсестёр в госпиталях,
Войну и смерть увидевших так рано.
Не видела победную весну,
Врагов не научилась ненавидеть.
Я никогда не видела войну
И так боюсь хоть раз её увидеть.

3). Завершается беседа чтением следующих стихотворений.

Стих. 5:

Мусса Ждалиль.

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных… Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землею,

Друг друга с бешенством гоня…

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз…

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг,

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной.

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.

— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо…

— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?

И хочет вырваться из рук ребенок,

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

— Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой,

О, сколько слез, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей…

1943 год.

Стих. 6:

Поклонимся великим тем годам,

Всем славным командирам и бойцам,

И маршалам страны, и рядовым.

Поклонимся и мертвым, и живым

Всем тем, которых забывать нельзя,

Поклонимся, поклонимся, друзья.

Подготовила: Сергеева А.А. Заместитель директора по ГПВ

Поделиться с друзьями

Сценарий литературной встречи – игры для учащихся 9-10 классов «У войны не женское лицо» по книгам Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и С. Алексиевич «У войны не женское лицо»Сценарий утренника в старшей группе детского сада «Никто не забыт, ничто не забыто!»

Оцените статью
Коллекция сценариев