Беседа на тему «Мир и Война глазами детей!»
Патриотизм – это не значит только одна любовь к родине.
Это гораздо больше.
Это – сознание своей неотъемлемости от родины
и неотъемлемое переживание вместе с ней
ее счастливых и ее несчастных дней
(А.Н.Толстой)
«Мир и Война глазами детей!»
Беседа способствует формированию знаний о Великой Отечественной войне, о подвиге защитников нашей страны.
Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, ценностного отношения к России и своему народу в целом.
Задачи:
— ознакомление с людьми, явившимся достойным примером гражданственности и патриотизма;
— формировать представление о Великой Отечественной войне и подвиге народа в эти жуткие годы;
— воспитать уважительное отношение к истории России и памятным событиям;
План беседы:
1. Что мы знаем о Великой Отечественной войне (вступительная беседа).
2. Человек на войне.
4. События Великой Отечественной войны в поэтических произведениях (стихи прилагаются).
Ход беседы.
1) Вступительная беседа начинается с вопросов о датах начала и завершения Великой Отечественной войны (даты записываются на доске).
22 июня 1941 года без объявления войны, вероломно нарушив договор о ненападении между Германией и СССР, немецко-фашистские войска внезапно вторглись на территорию нашей Родины. Так началась Великая Отечественная Война.
Стих.1.:
Разве погибнуть ты нам завещала, Родина.
Жизнь обещала, Любовь обещала,
Родина?
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Пламя ударило в небо- Ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: “Вставайте на помощь”-
Родина!!!
Идя в бой, люди давали клятву Родине в том, что будут действовать стремительно и смело, не щадя своей жизни ради победы над врагом. Волю свою, силы свои и кровь свою капля за каплей отдадут за счастье своего народа.
Далее целесообразно спросить учащихся: Кого из героев Великой Отечественной войны вы знаете?
Ответы детей.
Стих. 2.:
Ей руки верёвкой связали,
Её на допрос повели,
Там били её и пытали,
Но волю сломить не смогли.
На страшную казнь под конвоем,
Босая, ступая на снег,
Шла гордая школьница Зоя,
Российский простой человек!
И взглядом своим, умирая,
Она ободряла народ.
И слава, как песня живая,
В народе о ней не умрёт.
( стихотворение о Зойке Космодемьянской)
Вопросы к детям:
Имена каких полководцев Великой Отечественной войны вам известны?
Какие подвиги героев – воинов армии и флота, партизан вам запомнились из книг, кинофильмов?
Заслушав ответы учащихся, учитель обратить внимание на то, что одной из черт гражданина является его благодарная память о живых страницах биографии своей страны, своего народа. Одной из таких незабываемых страниц является битва за Москву.
В исторических судьбоносных событиях познается человек, его возможности, его характер, духовные силы.
Откуда брались силы у курсантов подольских пехотного и артиллерийского училищ, которые во время битвы под Москвой на Ильинском направлении шесть дней сдерживали фашистов? А если бы они не отдали бы свои жизни, неизвестно, как бы обернулись события: дорога на Москву была бы открыта. Где истоки духовных сил, мужества, самопожертвования у 160 тысяч москвичей – участников народного ополчения?
Война выбивала целое поколение здоровых сил нации. Народное ополчение – это добровольческие формирования, создававшиеся из людей, не подлежащих первоочередному военному призыву по мобилизации. Это ученые, рабочие, подчас люди преклонного возраста…
Всего за годы войны только наша Москва направила в Вооруженные силы СССР 850 тысяч человек.
Свыше 800 из них получили звание Героя Советского Союза.
Десятки тысяч награждены орденами и медалями. Знаете ли вы, что медалью «За оборону Москвы» награждено 20 тысяч пионеров! Это ваши ровесники. Героизм действительно был массовым.
Гитлеровское командование исчисляло сроки войны с СССР месяцами и неделями. Мужество, героизм, самопожертвование наших соотечественников сломили их планы.
Стихот. 3:
ОДА СОЛДАТУ
Солдату я слагаю оду.
Был ратный путь его тяжел.
Он все прошел: огонь и воду,
И трубы медные прошел.
Шагал по вражескому следу
До завершающего дня.
И прочно выковал Победу
Из грома, стали и огня.
И, полная творящей силы,
Вся в блеске солнца, не в дыму,
Стоит спасенная Россия,
Как вечный памятник ему.
(Это стихотворение может быть органичным переходом ко второму пункту плана.)
2) Учитель отмечает, что самым молодым солдатом последнего призыва сегодня за восемьдесят, и их не так много осталось в живых, а с каждым годом становится все меньше, и это с каждым годом становится все заметнее.
Сегодняшние школьники уверенно рассуждают о цене победы, прогнозируют дальнейшее развитие событий: что было бы, если бы…, дискутируют на тему: были ли героями Александр Матросов или Зоя Космодемьянская, имел ли право полководец посылать на смерть тысячи людей ради «точки на карте» и т.п. При этом есть довольно значительная часть учащихся, которые вообще не знают конкретных имен героев войны. «А ровесникам нынешних старшеклассников и ровесникам ваших родителей в те годы не приходилось рассуждать. Они получали приказ, и его необходимо было выполнить. Им надо было выстоять, выдержать, сражаясь не на жизнь, а насмерть и только благодаря тому, что большинство из них пошли на самопожертвование, отдали свои жизни, мы с вами живы и, сидя дома у телевизора или в светлом классе, можем спорить, вести дискуссии, рассуждать на темы войны и мира». А те люди воевали за нашу землю, за нашу Родину, за родных и близких людей, за наше с вами будущее, за нашу с вами жизнь.
Наверное, среди них были всякие: и негодяи, и трусы, и предатели, но не они решили исход войны. Не они 1418 дней и ночей своей жизни отдали тому, чтобы «пропахав пол-Европы по-пластунски», водрузить флаг над Берлином, сокрушив фашизм.
Осталось для всех неизвестным
Все то, чем владел он живой:
Фамилия, имя и место,
И дата рожденья его…
(Надпись на надгробии гласит: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен»).
Этот памятный обелиск «Москва – город-герой», был сооружен возле Дорогомиловской заставы на Кутузовском проспекте в 1965 году в честь 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Стихот.4
“Я никогда не видела войны”
Я никогда не видела войны,
Не видела, как падают снаряды,
Не слышала гнетущей тишины
В замёрзших переулках Ленинграда.
Гул самолётов в тучах над Невой,
В сожженных сёлах стрекот автоматов.
Не видела пожары над землёй
И на снегу обугленные хаты.
Под грозным небом остовы печей,
Деревьев, почерневшие скелеты,
И в темноте октябрьских ночей
Далёких взрывов алые отсветы.
Зениток вопли, пробужденья страх,
В обломках дома- окна точно раны,
Девчонок- медсестёр в госпиталях,
Войну и смерть увидевших так рано.
Не видела победную весну,
Врагов не научилась ненавидеть.
Я никогда не видела войну
И так боюсь хоть раз её увидеть.
3). Завершается беседа чтением следующих стихотворений.
Стих. 5:
Мусса Ждалиль.
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
— Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…
1943 год.
Стих. 6:
Поклонимся великим тем годам,
Всем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым.
Поклонимся и мертвым, и живым
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья.
Подготовила: Сергеева А.А. Заместитель директора по ГПВ
Поделиться с друзьями
Сценарий литературной встречи – игры для учащихся 9-10 классов «У войны не женское лицо» по книгам Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и С. Алексиевич «У войны не женское лицо»Сценарий утренника в старшей группе детского сада «Никто не забыт, ничто не забыто!»