Литературно-музыкальная композиция, посвященная 70-летию Победы «Детство, опаленное войной»

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 70-летию Победы «Детство, опаленное войной»

Цель мероприятия: показать несоответствие таких понятий, как «детство» и «война»; помочь осознать величие народного подвига.

Негромко, как позывные из далеких лет, звучат первые такты мелодии песни А.Александрова «Священная война».

Открывается занавес. В глубине сцены пламя Вечного огня. На сцене группа чтецов — дети военных лет. На них солдатские пилотки, партизанские ушанки с алыми лентами, девочки в простых платьицах. Сбоку авансцены стоят ведущие. Это учащиеся  старших классов, они в военной форме.

 Звучит  мелодия песни Я.Френкеля и Р. Гамзатова «Журавли».

Первый ведущий.Тебе десять или немногим больше. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома. Ты видишь, как строят новые дома, но не подозреваешь, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны , но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как веселый утренний сон.

Война не знает возраста. Перед страшным ликом ее уничтожающей силы равны стар и млад. Но насколько трагично потерянное детство, детство, лишенное радости и смеха, наполненное страданиями, голодом, смертями самых близких людей. Людям, потерявшим детство, посвящается  мероприятие «Мы родом не из детства — из войны.».

У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.

Их детство прервалось 22 июня 1941 года. Фашистское вторжение прокатилось по человеческим судьбам. Варварские директивы носили тотально уничтожающий характер.

Горькое сиротство, разрушенные дома, вражеские лагеря, угон в германское рабство, бесправное голодное существование на оккупированных территориях — вот что стало уделом сотен тысяч детей.

Организованная эвакуация в тыл страны, забота государства и милосердие многих людей позволили спасти детей. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг, несмотря на голод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали в полях. Дети встали к станкам вместо родителей, тяжким трудом приближая победу. Юные герои вместе с воинами Красной Армии встали на борьбу с врагом. Сыны полка боролись за победу с оружием в руках.

Звучит  песня А. Александрова «Священная война». На последних куплетах музыка  звучит приглушенно, слышна только мелодия песни. Вступают чтецы.

Первый мальчик в ушанке

Снова майские зори в полях зацветают,

И вдоль старых окопов плывет тишина,

Там когда-то гремела большая,

Не по детскому росту война.

Бьют зенитки, и бомбы летят завывая,

Разоренное утро и ноги без сна…

Но детство огнем опалила большая ,

Не по детскому росту война.

Первая девочка

Я родом не из детства — из войны,

И потому, наверное, дороже

Ценю, чем ты, и счастье тишины,

И каждый лишний день, что мною прожит.

Второй ведущий

Не звонкими кострами, а горьким,  испепеляющим  пожаром вспыхнула земля на  июньском рассвете сорок первого. Дети  войны. Они рано и быстро взрослели. Недетская это тяжесть, война, а они хлебнули ее полной мерой.

Они учились читать по сводкам Совинформбюро и по серым листам похоронок. Дети своего народа , они не склонили головы перед страшным и жестоким врагом. Они познали тяжелую науку ненависти.

Звучит первый куплет  песни А. Новикова и Л. Ошанина  «Эх,дороги»

На минском шоссе.  Аркадий Кулешов

Идти устали маленькие ноги,
Но он послушно продолжает путь.
Еще вчера хотелось близ дороги
Ему в ромашках полевых уснуть.

И мать несла его, теряя силы,
В пути минуты длились, словно дни.
Все время сыну непонятно было, 
Зачем свой дом покинули они.

Что значат взрывы, плачь, дорога эта?
И чем он хуже остальных ребят,
Что на траве зеленой у кювета,
Раскинув руки, рядом с мамой спят?

Как тяжело выслушивать вопросы…
Могла ли малышу ответить мать,
Что этим детям, спящим у березы, 
Что этим мамам никогда не встать

Но сын вопросы задавал упрямо,
И кто-то объяснил ему в пути,
Что это спали неживые мамы,
От бомбы не успевшие уйти. 

И он задумался под лязг машин железных,
Как будто горе взрослых понял вдруг, – 
В его глазах, недавно безмятежных,
Уже блуждал осознанный испуг.

Так детство кончилось. Он прежним больше не был.
Он шел и шел. И чтобы мать спасти,
Следил ревниво за июньским небом
Малыш, седой от пыли, лет шести.

 мальчик в пилотке

Майор привез мальчишку на лафете.

Погибла мать. Сын не простился с ней.

За десять лет на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста,

Был исцарапан пулями лафет.

Отцу казалось, что надежней места

Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.

Привязанный к щиту, чтоб не упал,

Прижав к груди заснувшую игрушку,

Седой мальчишка на лафете спал.

 Мальчик в ушанке

Он  знал одно: разбито детство,

сломалось детство пополам,

И шел, не смея оглядеться,

по страшным вражеским тылам…

Он  находил везде дорогу,

и шел вперед, и шел вперед.

И осень с ним шагала в ногу

и возмужала в свой черед.

Она, как сказка, шла с ним рядом,

чтобы его следы заместь,

Смотрела вдаль недетским взглядом,

неотвратимая, как месть.

Так шел он в майке, в серой кепке.

Его приметы: смуглый, крепкий.

Из вас не знает кто-нибудь,

куда он мог направить путь?

мальчик в ушанке

Когда фашисты покидали пустой,

Сожженный город Б.,

Уже за мглистой  снежной далью

Расплата  слышалась в пальбе.

И мальчик раньше всех ,как надо,

вернулся в город свой родной.

Вернулся он домой с гранатой.

Он ей доверился одной

Он всматривался, твердо зная в лицо мишень свою: SS.

Где же машина та штабная,

что мчится всем наперерез?

Всегда сверкающая лаком, кривым

отмеченная знаком,

С гудком певучим, с полным баком,

франтиха фронта «мерседес»?

Она прошла крутым виражем,

кренясь и шинами визжа,

Машина та, с начальством вражьим,

опухшим, словно с кутежа.

И мальчик подбежал и с ходу

гранату в стекла им швырнул .

И вырвавшийся на свободу

огонь из стекол полыхнул.

Два офицера с генералом,

краса полка, штурмовики,

Шарахнулись в квадрате алом,

разорванные на куски .

А где же мальчик в серой кепке?

Его приметы: смуглый, крепкий.

Не знает кто-нибудь из вас,

погиб ли он, где он сейчас?

мальчик в ушанке.

Не знаю, был ли мальчик взорван.

Молчит о нем кровавый снег.

Ребят на белом свете прорва  –

не перечтешь, не вспомнишь всех…

Но сказка о ребенке смелом

шла по тылам и по фронтам.

Написанная  наспех мелом, вдруг

возникла тут и там.

Пятнадцать лет ему, иль десять,

иль, может, меньше десяти.

Его фашистам не повесить ,

не опознать и не найти.

То к партизанам он пристанет,

то, ночью рельсы развинтив,

С пургой в два голоса затянет

ее пронзительный мотив.

Он возмужает понемногу,

что дальше делать- разберет.

А сказка с ним шагает в ногу

И возмужает в свой черед.

Она идет все время рядом, поет

и в землю бьет прикладом.

И смотрит вдаль недетским взглядом,

И гонит мстителя вперед.

Тихо звучит мелодия песни М. Фрадкина «Березы». На фоне музыки

Вторая девочка:

 Для меня война – не чей-то сказ,

Не воспоминания старух:

Страхов навидался детский глаз,

Напитался ужасами слух.

Ощутила я дыханье зла,

И войне все детство отдала,

Я братишкам заменяла мать

А братишек в доме было семь,

Семерым попробуй постирать,

Рубашонки залатать им всем,

Накормить, заштопать им носки..

Дни, они куда как коротки!

В полночь я валилась на кровать,

Думая, уж больше мне не встать!

И вставала… надо же пойти

В поле, в наш сиротский огород…

Десяти годов иль тридцати

Стоил он – один военный год.

Первый ведущий.В те годы дети  часто декламировали стихи любимого поэта советской детворы С. Я. Маршака.

Слышна мелодия песни Н. Богословского «Темная ночь».На ее фоне читает первый ведущий:

Ты каждый день, ложась в постель,

Смотри во тьму окна

И помни, что метет метель

И что идет война.

И они, дети грозовых лет, помнили это

Всегда, пока мела метель. А она была жестокой и суровой.

Звучит песня   о Ленинграде   В. Соловьева – Седого.

Второй ведущий.  На выезде из Ленинграда, там, где начинается дорога на легендарную Ладогу, сейчас стоит памятник – «Цветок жизни».

На его каменных лепестках начертано: «Пусть всегда будет солнце». Это памятник детям блокадного города, прошедшим сквозь голод и холод военных ночей.

Звучит фрагмент из Ленинградской симфонии Д. Шостаковича.

Первый мальчик в пилотке.

Девчонка руки протянула

И головой на край стола…

Сначала думали — уснула,

А оказалось – умерла…

Ее из школы на носилках

Домой ребята понесли.

В ресницах слезы, как росинки,

То исчезали, то росли

Никто не обронил ни слова,

Лишь хрипло, сквозь метельный стон

Учитель выдавил, что снова

Занятья – после похорон.

Звучат последние аккорды « Песни о Ленинграде»

Первый ведущий.

…И помни, что метет метель

И что идет война

Война была везде: и на огненных фронтах, и в глубоком тылу. Уезжая на фронт, А. П. Гайдар писал детям военных лет: « Пройдут годы. Вы станете взрослыми. И тогда, в хороший час, после радостной мирной работы вы будите с гордостью вспоминать об этих грозных днях, когда вы не сидели сложа руки, а чем могли помогали  своей стране одержать победу над хищным и подлым врагом.»  И дети  делали все, чтобы помочь фронту, стране.

 Второй мальчик в пилотке.

В 1942 году известный писатель Алексей Николаевич Толстой писал в газете «Правда» : «Много школьников города Горького работают на полях. Учащиеся 102-й  школы, вернувшись в город, к началу занятий  на митинге постановили отдать все деньги, заработанные на уборке урожая, на постройку танка «Пионер» и обратились с предложением вносить на это дело по два рубля. Тотчас в 102-ю школу полетели письма с приложением двух рублевых бумажек, со стихами и пылкими обращениями к тем  бойцам, которые сядут за танк «Пионер» и отомстят за всех замученных детей. В некоторых школах дети собирались в бригады и после занятий шли кто на рыбокоптильный завод, кто собирал утиль – сырье, кто в леса по грибы. Заработанные деньги вносили на постройку  танка.

Денег было собрано на целый танковый взвод. Дети вынесли постановление, чтобы танковый взвод «Пионер» был передан самым героическим экипажам…»

Звучит в записи мелодия песни В. Соловьева – Седого «Соловьи, соловьи…» На ее фоне.

Вторая девочка.

В палате выключили радио

И кто-то гладил мне вихор…

В зиминском госпитале раненым

Давал концерт наш детский хор.

Уже начать нам знаки делали.

Двумя рядами у стены

Стояли мальчики и девочки

Перед героями войны.

Они, родные, некрасивые,

С большими впадинами глаз

И сами жалкие, несильные,

Смотрели с жалостью на нас.

В тылу измученные битвами,

Худы, заморены, бледны.

В своих пальтишках дранных были мы

Для них героями войны.

Слышны заключительные аккорды песни «Соловьи»

Второй ведущий.

Никогда люди не смотрели, кажется, с такой жалостью на детей, как в годы войны, глядели и не могли наглядеться. Может быть, потому, что всем хотелось заглянуть в будущее и ни у кого не было уверенности, что он дотянет хотя бы до завтрашнего дня.

Первый ведущий. Стих. « Рассказ танкиста».

Первый мальчик в пилотке.

В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта? …

Нам в сорок третьем

Выдали медали

И только в сорок пятом –

Паспорта.

Слышна мелодия песни В. Баснера « На безымянной высоте»

Второй мальчик в ушанке.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

«Давай те, люди, никогда

Об этом не забудем».

Второй ведущий.

Пусть память гордую о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Звучит ликующая мелодия. Но вдруг, обрывая ее, негромко, но внятно, как позывные из далеких лет, звучит: «Вставай, страна огромная!»

Второй мальчик в пилотке.

Снова майские зори в полях зацветают,

И вдоль старых окопов плывет тишина,

Где когда-то гремела большая,

Не по детскому росту война.

Первый ведущий.

Каждый  год в майские, солнечные дни гремит над нашей Родиной праздничный салют Победы.

Кому же войны не дают

Покоя от рождения,

Пускай услышит наш салют,

Как гром предупреждения.

Второй ведущий.

Пускай гремит салют окрест,

Чтобы салюту вторили

Берлин,

Варшава,

Бухарест,

Как голосу истории.

Так пусть гремит салют всегда,

Над сушею и водами,

Как голос мира и труда

И дружбы меж народами!

Все участники выступления и сидящие в зале после музыкального выступления запевают песню А. Островского и Л. Ошанина «Пусть всегда будет солнце».

В композиции использованы

Отрывки из произведений

А. Твардовского, К. Симонова,

П. Аншокольского, И. Эренбурга,

Ю. Друниной, Ю. Воронова ,

Т.Зумакуловой, Е. Евтушенко,

В. Орлова, И. Рядченко.

МБОУ «Новоромановская СОШ» Мглинского района Брянской области Учитель математики  Марухленко Валентина Михайловна

Поделиться с друзьями

Сценарий вечера встречи с ветеранами «Бессмертный подвиг женщины на войне»Сценарий митинга к 9 Мая у Обелиска Славы

Оцените статью
Коллекция сценариев