Сценарий посвященный мужественному подвигу ленинградцев для 2 класса
Цель: рассказать детям о блокаде в Ленинграде, о бессмертном подвиге ленинградцев, о героической защите от фашистских захватчиков.
Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; экран.
Ход:
Ленинград. Блокада. Подвиг.
«друг, товарищ там, за Ленинградом,
Ты мой голос слышал, за кольцом,
Дай мне руку! Прорвана блокада.
Сердце к сердцу- посмотри в лицо.
Учитель:
Блокада Ленинграда- военная блокада длилась 872 дня, с 8 сентября 1941г. по 27 января 1944 г.
К началу блокады в городе не было достаточно продовольствия и топлива. Единственным
путем сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро. Этот путь жители назвали «Дорогой Жизни»
1 ученик:
Война костлявою рукой
Тянула свои пальцы к Ленинграду…
А Ладога своей святой водой
Нам помогала выстоять в блокаду.
Был тонок лед, и хлюпала вода,
Но шли машины той «дорогой жизни».
С «Большой земли» везли снаряды и муку,
А с Ленинграда — ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ жизни.
Александра Липина «БИТВЕ ЗА ЛЕНИНГРАД»
Учитель:
Единственным продуктом был хлеб, но и его не хватало. Суточная норма хлеба для рабочего составляла 250 грамм, всем остальным- 125 граммов.
Люди умирали, но не сдавались. Они гибли от бомбежек, артобстрелов, от голода и холода.
На экране демонстрируются военные хроники блокадного Ленинграда.
2 ученик:
А.Молчанов написал стих «Я не был на фронте, но знаю»
Я не был на фронте, но знаю
Как пули над ухом свистят,
Когда диверсанты стреляют
В следящих за ними ребят,
Как пули рвут детское тело
И кровь алым гейзером бьёт…
Забыть бы всё это хотелось,
Да ноющий шрам не даёт.
3 ученик:
Я не был на фронте, но знаю
Сгоревшей взрывчатки угар.
Мы с Юркой бежали к трамваю,
Вдруг свист и слепящий удар…
Оглохший, в дымящейся куртке,
Разбивший лицо о панель,
Я всё же был жив, а от Юрки
Остался лишь только портфель.
4 ученик:
Я не был на фронте, но знаю
Тяжелый грунт братских могил.
Он, павших друзей накрывая,
И наши сердца придавил.
Как стонет земля ледяная,
Когда аммонала заряд
могилы готовит, я знаю,
Мы знаем с тобой, Ленинград.
Учитель:
Во время блокады в Ленинграде погибло около 1 миллиона человек
Баллада о черством куске
По безлюдным проспектам
Оглушительно-звонко
Громыхала
На дьявольской смеси
Трехтонка.
Леденистый брезент
Прикрывал ее кузов –
Драгоценные тонны
Замечательных грузов.
Молчаливый водитель,
Примерзший к баранке,
Вез на фронт концентраты,
Хлеба вез он буханки,
Вез он сало и масло,
Вез консервы и водку,
И махорку он вез,
Проклиная погодку.
Рядом с ним лейтенант
Прятал нос в рукавицу.
Был он худ,
Был похож на голодную птицу.
И казалось ему,
Что водителя нету,
Что забрел грузовик
На другую планету.
Вдруг навстречу лучам –
Синим, трепетным фарам –
Дом из мрака шагнул,
Покорежен пожаром.
А сквозь эти лучи
Снег летел, как сквозь сито,
Снег летел, как мука, –
Плавно, медленно, сыто…
– Стоп! – сказал лейтенант. –
Погодите, водитель.
Я, – сказал лейтенант, –
Здешний все-таки житель. –
И шофер осадил
Перед домом машину,
И пронзительный ветер
Ворвался в кабину.
И взбежал лейтенант
По знакомым ступеням.
И вошел…
И сынишка прижался к коленям.
Воробьиные ребрышки…
Бледные губки…
Старичок семилетний
В потрепанной шубке.
– Как живешь, мальчуган?
Отвечай без обмана!.. –
И достал лейтенант
Свой паек из кармана.
Хлеба черствый кусок
Дал он сыну: – Пожуй-ка, –
И шагнул он туда,
Где дымила буржуйка.
Там, поверх одеяла –
Распухшие руки.
Там жену он увидел
После долгой разлуки.
Там, боясь разрыдаться,
Взял за бедные плечи
И в глаза заглянул,
Что мерцали, как свечи.
Но не знал лейтенант
Семилетнего сына:
Был мальчишка в отца –
Настоящий мужчина!
И когда замигал
Догоревший огарок,
Маме в руку вложил он
Отцовский подарок.
А когда лейтенант
Вновь садился в трехтонку,
– Приезжай! –
Закричал ему мальчик вдогонку.
И опять сквозь лучи
Снег летел, как сквозь сито,
Снег летел, как мука, –
Плавно, медленно, сыто…
Грузовик отмахал уже
Многие версты.
Освещали ракеты
Неба черного купол.
Тот же самый кусок –
Ненадкушенный,
Черствый –
Лейтенант
В том же самом кармане
Нащупал.
Потому что жена
Не могла быть иною
И кусок этот снова
Ему подложила.
Потому, что была
Настоящей женою,
Потому, что ждала,
Потому, что любила.
(В. Лифшиц, 1942, Ленинград)
5 ученик:
Битва за Ленинград продолжалась с 10 июля 1941г по 9 августа 1944 г.
К 10 августа 1944 г. завершилась битва за Ленинград, имевшая большое политическое и военно-стратегическое значение. 900-дневная героическая оборона Ленинграда сковала крупные силы немецких войск и всю финскую армию, способствовала победам наших войск на других участках советско-германского фронта. Оборона Ленинграда стала символом мужества и героизма советского народа. Ленинградцы показали образцы стойкости, выдержки и патриотизма.
6 ученик:
Родина высоко оценила подвиг защитников Ленинграда. Свыше 350 тыс. воинов Ленинградского фронта награждены орденами и медалями, 226 человек удостоены звания Героя Советского Союза. Медалью «За оборону Ленинграда» награждено около 1,5 млн. человек. 26 января 1945 г. Ленинград награжден орденом Ленина, а 8 мая 1965 г. городу-герою Ленинграду вручены орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».
За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 г. городу присвоена высшая степень отличия — звание Город-герой.
7 ученик:
Мы не забудем эти девятьсот
Тех дней, ночей, геройской обороны.
Фронт Волховский и Ленинградский и фронт.
Мы шлем вам низкие свои поклоны!
Учитель:
Прошли года, сменилось поколенье,
Но люди должны помнить всё и чтить,
Суровых дней великие сраженья
И радости Победы не забыть!
Александра Липина, 2009.
Звучит песня «Блокадный Ленинград»
Автор: Варламова Жанна Алексеевна
Поделиться с друзьями
Сценарий посвященный битве под Москвой для 2 классаСценарий классного часа, посвященный мужественному подвигу защитников Бреста для 2 класса