Внеклассное мероприятие ко Дню Победы «Их памяти, живущий, поклонись»

Внеклассное мероприятие ко Дню Победы «Их памяти, живущий, поклонись»

Данное мероприятие разработано для учащихся 9–11 классов с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны. Традиционно проводится накануне Дня Победы

Основные цели:

·      формирование у  учащихся патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества, ее Вооруженных Сил;

·      изучение роли  операции по прорыву блокадного кольца в Великой Отечественной войне, ее значения и влияния на формирование национального самосознания российских граждан;

·      создание условий для более глубокого ознакомления детей и подростков событиями блокадных лет, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;

·      воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам;

·      развитие творческих способностей учащихся  молодежи;

·      повышение интереса к военной истории, литературе и изобразительному творчеству.

Ход мероприятия

Звучит голос Левитана о начале войны, затем выходят ведущие.

Ведущий 1.22июня 1941 года без предупреждения враг напал на нашу страну.  У фашистов к Ленинграду было особое отношение. Они хотели не просто захватить его, а уничтожить, стереть с лица земли.  Очень быстро враги оказались рядом с городом. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали Ленинград. Полыхали пожары, разрушались дома, заводы, памятники, падали на землю убитые.  Ленинградцы защищали свой город, тогда они решили взять его в блокадное кольцо. Ленинград был отрезан от большой земли. В город перестало поступать продовольствие. Отключили свет, воду, отопление. Наступили страшные блокадные дни. Их было 871. В городе оставались старики, женщины, дети, остальные кто мог держать оружие, ушли на фронт. Женщины и дети рыли окопы, работали на заводах, ухаживали за ранеными.  Ленинградцы не сдавались. На заводах для фронта делали снаряды, танки, пулеметы. Работали женщины, старики и даже дети. Немецко-фашистское командование пыталось сломить сопротивление защитников Ленинграда бомбардировками с воздуха и обстрелом тяжёлой артиллерией. В сентябре – ноябре 1941 на город было сброшено 64 930 зажигательных и 3055 фугасных авиабомб и выпущено (сентябрь – декабрь) 30154 артиллерийских снаряда. В окружение попало 2 млн. 544 тыс. гражданского населения города (включая приблизительно 400 тыс. детей), 343 тыс. жителей пригородных районов, войска, защищавшие город. Продовольствие и топливные запасы были ограничены (только на 1-2 месяца). 8 сентября 1941 в результате авиционного налета и возникшего пожара сгорели продовольственные склады им. А.Е.Бадаева.

Чтец 1 8 сентября, обычный день недели,
Начало осени, красивое и яркое,
Сентябрьский ветерок, и голуби летели,
И лес к себе манил людей подарками,

И тишиной, и свежестью дыхания.
Привычно занималось утро раннее…
Так было до того или потом,
Но в этот год беда стучалась в дом.

В том 41-ом памятном году
Железным обручем сковало красоту,
Безжалостный, губительный охват,
Жизнь ленинградцев превративший в ад, –

(Звучит ленинградский метроном)

Чтец 2БЛОКАДА. Нам, живущим, не понять,
Что чувствовал ребёнок, угасая,
Везя на санках умершую мать
И губы от бессилия кусая…

Звучат сирены, метронома звук
Тревожит память деточек блокадных,
Им выпало без счёта адских мук,
Труда для фронта без речей парадных,

Им выпало, но люди не сдалИсь,
Не сдался город, взрослые и дети!
Их памяти, живущий, поклонись
И расскажи – пусть помнят! – нашим детям.

(Во время чтения звучит грустная мелодия)

Чтец 3 Есть места на земле, чьи названия, словно оковы,
Держат в памяти то, что осталось в печальной дали.
Вот таким местом скорби и братства нам стало Лычково –
Небольшое село на краю новгородской земли.

Здесь в июльский безоблачный день сорок первого года
Враг, нагрянув с небес, разбомбил пассажирский состав –
Целый поезд детей Ленинграда, двенадцать вагонов,
Тех, что город хотел уберечь в этих тихих местах.

Кто же мог в Ленинграде в тревожном июне представить,
Что фашисты так быстро окажутся в той стороне,
Что детей отправляют не в тыл, а навстречу войне,
И над их поездами нависнут машины с крестами?..

Им в прицел было видно, что там не солдаты, не пушки,
только дети бегут от вагонов – десятки детей!..
Но пилоты спокойно и точно бомбили теплушки,
Ухмыляясь злорадной арийской усмешкой своей.

И метались по станции в страхе мальчишки, девчонки,
И зловеще чернели над ними на крыльях кресты,
И мелькали средь пламени платьица и рубашонки,
И кровавились детскою плотью земля и кусты.

Глохли крики и плач в рёве, грохоте, «юнкерсов» гуде,
Кто-то, сам погибая, пытался другого спасти…
Мы трагедию эту во веки не забудем.
И фашистских пилотов-убийц никогда не простим.

Разве можно забыть, как детей по частям собирали,
Чтобы в братской могиле, как павших солдат, схоронить?
как над ними, не стыдясь, и мужчины рыдали
И клялись отомстить… Разве можно всё это простить!

На Руси нету горя чужого, беды постороннее,
И беду ленинградцев лычковцы считали своей.
Да кого же убийство детей беззащитных не тронет?
Нету боли страшнее, чем видеть страданья детей.

Вечным сном спять в Лычкове на кладбище
в скромной могиле
Ленинградские дети – далёко от дома и мам.
Но лычковские женщины им матерей заменили.
Отдавая заботы тепло их остывшим телам,

Убирая могилу невинных страдальцев цветами,
Горько плача над ними в дни скорби и славы страны
И храня всем селом дорогую и горькую память
О совсем незнакомых, безвестных, но всё же родных.

И воздвигли в Лычкове на площади, возле вокзала,
Скорбный памятник детям, погибшим в проклятой войне:
Перед рваною глыбою – девочка,
словно средь взрывов, в огне,
В смертном ужасе к сердцу дрожащую руку прижала…
(Говорят, при отливе её капля бронзы слезой побежала
И осталась на левой щеке – до скончания дней.)

А по рельсам бегут поезда. Остановка – Лычково.
пассажиры спешат поглядеть монумент, расспросить,
Врезать в сердце своё страшной повести каждое слово,
Чтобы лычковскую боль все страной не забыть, не простить

Ведущий 2Отсутствие информации о реальном состоянии дел с продовольствием породило в годы блокады мифы, продолжающие жить и сегодня. Один из них касается пожара на Бадаевских складах, якобы ставшего причиной голода. Об этом рассказал директор ленинградского Музея хлеба М.И. Глазамицкий.  При самых минимальных размерах выпечек (в декабре 622 т в сутки) хлеба из муки Бадаевских складов хватило бы максимум на 8 дней .Жители города страдали от отсутствия еды, воды, тепла. С установлением блокады, когда прекратилось железнодорожное сообщение города со страной, товарные ресурсы настолько снизились, что не обеспечивали снабжения населения основными видами продовольствия по установленным нормам. В связи с этим в сентябре 1941 г. были приняты жесткие меры экономии продовольственных товаров, в частности, снижены нормы выдачи хлеба рабочим и инженерно-техническим работникам с 800 г в сентябре до 250 г в ноябре 1941 г., служащим — соответственно с 600 до 125 г, иждивенцам — с 400 до 125 г, детям до 12 лет -с 400 до 125 г. Увеличение смертности в Ленинграде в связи с резким сокращением продовольствия отражено в справке УНКВД Лениградской обл. по состоянию на 25 декабря 1941 г . Если в довоенный период в городе в среднем ежемесячно умирало до 3 500 человек, то за последние месяцы 1941 г. смертность составляла: в октябре — 6 199 человек, в ноябре — 9 183, за 25 дней декабря — 39 073 человека. За 5 дней, с 20 по 24 декабря, скончались на улицах города 656 человек. Среди умерших с 1 по 10 декабря мужчин было 6 686 (71,1%), женщин — 2 755 (28,9%). В октябре — декабре 1941 г. особенно большая смертность наблюдалась среди грудных детей и лиц старше 40 лет.Существует несколько рецептов блокадного хлеба, они известны, и порой заменители  муки достигают в них до 40%. Вот некоторые из них:

— Мука ржаная дефектная  45%, жмых 10%, соевая мука 5%, отруби 10%, целлюлоза  15%, обойная пыль 5%, солод 10%.  Добавляли в тесто различные ингредиенты  органического происхождения, например опилок из древесины. Иногда из этого сильно страдало качество выпускаемой продукции. Ведь доля опилок составляла более чем  70%.

 Кроме того, в начале блокады в хлеб  добавляли  большое количество  воды, в итоге получаемый хлеб  представлял из себя жидкую слизистую массу…

Чтец 4 На Невском замерло движение…
Не ночью, нет-средь бела дня .
На мостовой, как изваянье,
Фигура женщины видна.

Там, на дороге, как во сне,
Седая женщина стояла-
В её протянутых руках
Горбушка чёрная лежала.

Нет, не горбушка, а кусок,
Обезображенный бездушьем,
Размятый множеством машин
И всё забывшим равнодушьем…

А женщина держала хлеб
И с дрожью в голосе шептала:
-Кусочек этот бы тогда-
И сына б я не потеряла.

-Кусочек этот бы тогда…
Кусочек этот бы тогда…
Кто осквернил? Кто позабыл?
Блокады страшные года…

Кто, бросив на дорогу хлеб,
Забыл, как умирал сосед?
Детей голодные глаза
С застывшим ужасом, в слезах…

А Пискарёвку кто забыл?
Там персональных нет могил…
Там вечный молчаливый стон
Терзает память тех времён.

Им не достался тот кусок.
Лежащий здесь…у ваших ног.
Кусок, не подаривший жизнь…
Кто бросил Хлеб-тот отнял жизнь.

Кто предал Хлеб?
Его вину суду погибших предаю.
Священный ленинградский Хлеб-
Сто двадцать пять священных граммов-

Лежит в музее под стеклом,
Свидетель мужества поправу…
На Невском замерло движенье…
Седая мать, печаль храня,
Кусок израненного Хлеба
В руках натруженных несла.

(На экране показаны слайды о ленинградском хлебе)

Чтец 5Баллада о черством куске

По безлюдным проспектам 
Оглушительно-звонко 
Громыхала 
На дьявольской смеси 
Трехтонка. 
Леденистый брезент 
Прикрывал ее кузов — 
Драгоценные тонны 
Замечательных грузов.

Молчаливый водитель, 
Примерзший к баранке, 
Вез на фронт концентраты, 
Хлеба вез он буханки, 
Вез он сало и масло, 
Вез консервы и водку, 
И махорку он вез, 
Проклиная погодку.

Рядом с ним лейтенант 
Прятал нос в рукавицу. 
Был он худ, 
Был похож на голодную птицу. 
И казалось ему, 
Что водителя нету, 
Что забрел грузовик 
На другую планету.

Вдруг навстречу лучам — 
Синим, трепетным фарам — 
Дом из мрака шагнул, 
Покорежен пожаром. 
А сквозь эти лучи 
Снег летел, как сквозь сито, 
Снег летел, как мука, — 
Плавно, медленно, сыто…

— Стоп! — сказал лейтенант. — 
Погодите, водитель. 
Я,- сказал лейтенант,- 
Здешний все-таки житель. — 
И шофер осадил 
Перед домом машину, 
И пронзительный ветер 
Ворвался в кабину.

И взбежал лейтенант 
По знакомым ступеням. 
И вошел… 
И сынишка прижался к коленям. 
Воробьиные ребрышки… 
Бледные губки… 
Старичок семилетний 
В потрепанной шубке.

— Как живешь, мальчуган? 
Отвечай без обмана!.. — 
И достал лейтенант 
Свой паек из кармана. 
Хлеба черствый кусок 
Дал он сыну: — Пожуй-ка, — 
И шагнул он туда, 
Где дымила буржуйка.

Там, поверх одеяла — 
Распухшие руки. 
Там жену он увидел 
После долгой разлуки. 
Там, боясь разрыдаться, 
Взял за бедные плечи 
И в глаза заглянул, 
Что мерцали, как свечи.

Но не знал лейтенант 
Семилетнего сына: 
Был мальчишка в отца — 
Настоящий мужчина! 
И когда замигал 
Догоревший огарок, 
Маме в руку вложил он 
Отцовский подарок.

А когда лейтенант 
Вновь садился в трехтонку, 
— Приезжай! — 
Закричал ему мальчик вдогонку. 
И опять сквозь лучи 
Снег летел, как сквозь сито, 
Снег летел, как мука, — 
Плавно, медленно, сыто…

Грузовик отмахал уже 
Многие версты. 
Освещали ракеты 
Неба черного купол. 
Тот же самый кусок — 
Ненадкушенный, 
Черствый — 
Лейтенант 
В том же самом кармане 
Нащупал.

Потому что жена 
Не могла быть иною 
И кусок этот снова 
Ему подложила. 
Потому, что была 
Настоящей женою, 
Потому, что ждала, 
Потому, что любила.

Ведущий 1.В связи с прекращением связи с Большой землей особое значение приобрела дорога через Ладожское озеро, ставшая легендарной «Дорогой Жизни». Водным путем грузы доставлялись в Ленинград еще в сентябре — ноябре 1941, а когда озеро замерзло, то продовольствие, топливо и другие грузы стали возить по льду. По «Дороге жизни» вывозили и ослабевших от голода жителей города: в первую очередь эвакуировали детей, женщин с детьми, больных, раненых и инвалидов, а также учащихся, рабочих эвакуируемых заводов и их семьи.

(Чтец выходит под песню  «Эх, Ладога…»)

Чтец 6Сквозь шторм и бури, через все преграды 
Ты, песнь о Ладоге, лети! 
Дорога здесь пробита сквозь блокаду, 
Родней дороги не найти!
Эх, Ладога, родная Ладога!
Метели, штормы, грозная волна… 
Недаром Ладога родная 
Дорогой жизни названа.
Пусть ветер Ладоги поведает народу, 
Как летом баржу за баржой 
Грузили мы и в шторм и в непогоду, 
Забыв про отдых и покой.
Зимой машины мчались вереницей, 
И лед на Ладоге трещал, — 
Возили хлеб для северной столицы, 
И радостно нас Ленинград встречал.
И знаем мы, кровавая блокада 
Исчезнет скоро, словно тень: 
Растут и крепнут силы Ленинграда, 
Растут и крепнут каждый день!
Когда пройдут года войны суровой, 
Залечит раны город мой, 
Народ вздохнет и песню с силой новой 
Споет о Ладоге родной.
Эх, Ладога, родная Ладога, 
Метели, штормы, грозная волна…

Недаром Ладога родная

Дорогой жизни названа.

Ведущий 2900 дней длилась блокада Ленинграда. На помощь ленинградцам поднялась вся страна. Продовольствие, уголь, нефть, горючее для танков и самолетов доставлялись в Ленинград по Ладоге. А блокада все продолжалась. Прошло лето. Потом снова настала зима. Потом еще одна весна, еще одно лето, еще одна зима… и когда, наконец, 27 января 1944 года кольцо блокады было прорвано, радости горожан не было конца. Блокада Ленинграда – одна из самых трагических и печальных страниц истории нашей страны. О мужестве блокадников слагались песни и снимались фильмы. Их были тысячи, а выжили — единицы. Каждый день жизни в блокадном Ленинграде – это подвиг. Подвиг, который не меркнет в памяти поколений.

Они – Победители, которые и через столетия останутся ярким символом несгибаемого мужества и стойкости.

Чтец 7Их теперь совсем немного –
Тех, кто пережил блокаду,
Кто у самого порога
Побывал к земному аду.
Были это дети просто,
Лишь мечтавшие о хлебе,
Дети маленького роста,
А душой почти на небе.
Каждый час грозил им смертью,
Каждый день был в сотню лет,
И за это лихолетье
Им положен Целый Свет.
Целый Свет всего, что можно,
И всего, чего нельзя.
Только будем осторожней –
Не расплещем память зря.
Память у людей конечна –
Так устроен человек,
Но ТАКОЕ надо вечно
Не забыть. Из века в век!

Завершить мероприятие можно песней «День Победы»

Автор: Надежда Андреева

Поделиться с друзьями

Сценарий мероприятия ко Дню ПобедыСценарий классного часа на День Победы

Оцените статью
Коллекция сценариев