Внеклассное мероприятие на тему «Зачем ты война у мальчишек их детство украла?….»

Внеклассное мероприятие на тему «Зачем ты война у мальчишек их детство украла?….»

ЦЕЛЬ: 

познакомить обучающихся с тяжёлой жизнью детей и их

героическими поступками в годы Великой Отечественной войны;

развивать интерес у обучающихся к историческим литературным

произведениям;

воспитывать патриотизм и любовь к родине, уважение и

внимание к людям старшего поколения.

ОФОРМЛЕНИЕ.

Стенд с портретами детей — героев войны, рисунками на антивоенную тему, на противоположной стене — черный аэростат, задрапированный белым материалом. Презентация.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ.

Понадобятся аудиозаписи песен:

«Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача) «День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова) А так же — «Реквием» В. Моцарта и аудиозапись сообщений Советского информбюро о начале и окончании войны.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Ведущий

Чтецы

Мама

Мальчики

На мероприятие приглашены гости – дети войны. Майорова Александра Алексеевна, Яковлева Татьяна Никитична.

ВЕДУЩИЙ:  9 Мая, День Победы — это «праздник со слезами на глазах». 70 лет прошло с того памятного дня. Дети, родившиеся после войны, уже стали взрослыми, и у них родились свои дети… И война постепенно уходит в прошлое, становясь страницей в учебнике истории. Почему же мы вновь и вновь вспоминаем о ней?

От Бреста, где война началась, до Москвы, где фашистов остановили, — 1000 км. От Москвы до Берлина, где война окончилась, — 1600 км. Итого 2600 км… Это, если считать по прямой… Так мало, правда? 2600 км — это если поездом, то менее 4 суток, самолетом — примерно 4 часа… С боями, перебежками и ползком — 4 года!

4 годa! 1418 дней. 34 тысячи часов. И 27 миллионов погибших соотечественников.

27 миллионов погибших… Вы представляете себе, что это такое? Если по каждому погибшему из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать… 43 года!

27 миллионов за 1418 дней — это значит погибало 13 человек каждую минуту…

Вот что такое 27 миллионов!

А сколько среди этих 27 миллионов ваших сверстников? Детей, которые так и не стали взрослыми…

Война и дети… Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети родятся для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает…

Сегодня мы увидим войну глазами детей.

Представьте себе замечательный летний день, воскресенье.

У детей каникулы, у их родителей — отпуск, у всех — выходной…

(Выходят Девочка с воздушным шариком, Мальчик   с игрушками, играют. Мама моет окно.)

ДЕВОЧКА:

К началу Второй мировой

Мы в школу еще не ходили.

На станцию по мостовой,

окутанный облаком пыли,

катился ночной грузовик,

подвода с утра грохотала,

как будто по стеклам квартала

хлестало из туч грозовых.

Над речкой, у самой воды,

Играл отпускник на гитаре,

цвели, задыхаясь, сады,

и низкие птицы летали.

Такая стояла пора.

Неведенье. Детство. Жара.

С.Дрофенко

ВЕДУЩИЙ: И вдруг — как гром среди ясного неба…

(Звучит сообщение Советского информбюро о начале войны. Шарик в рукаху Девочки лопается. Звучит аудиозапись песни «Священная война» (муз. А. Александрова, ел. В. Лебедева-Кумача. Мама с Девочкой заклеивают окна. Выходит Солдат, срывает драпировку, под ней — черный аэростат. Солдат уходит, за ним пристраивается Мальчик — собрался на войну, вооружившись игрушечным пистолетом. Солдат останавливает его, показывает жестом, что нужно защищать Маму и сестру. Мальчик возвращается, подходит к Маме, которая сидит на стуле. Мальчик и Девочка стоят рядом с Мамой. Песня смолкает. )

МАЛЬЧИК:

Отца забрали на войну.

…Мальчишка — шпингалет,

Но враз прибавила ему

Война так много лет.

«Так что же, мать?

Так, значит, мать,

Я в доме голова?

Ты начинай белье стирать,

А я — колоть дрова!

Ты говоришь:

Дровец чуток

Осталось.

Так и быть,

Продай слона,

Продай свисток!

Без них ведь можно жить!

Продай матроску, говорю!

Теперь не до тряпья.

Ты только, мама,

Не горюй!

Не брошу я тебя!»

А.Брагин

(Мама берет за руки детей, прижимающих к себе игрушки; они уходят. На сцену выходят Чтецы.)

ЧТЕЦ: «Наше поколение по возрастной причине не участвовало в Великой Отечественной войне, но горечь первых отступлений, страдания под гнетом оккупации, липкий хлеб эвакуации пополам с полынью и лебедой, шелест похоронок в руках наших матерей, смертельный страх поте ять продуктовые карточки, спрятанные в холщовый мешочек на шее, — все это было суровой начальной школой нашего поколения. (Е. Евтушенко)

ЧТЕЦ:

Мы были серыми, как соль.

А соль — на золото ценилась.

В людских глазах застыла боль.

Земля дрожала и дымилась.

Просили, плача: «Мама, хлеба!»

А мама плакала в ответ.

И смерть обрушивалась с неба,

Раскалывая белый свет.

Да, мало было хлеба, света,

Игрушек, праздников, конфет.

Мы рано выучили это

Безжалостное слово — «Нет!»

Так жили мы, не зная сами,

Чем обделила нас война.

И материнскими глазами

В глаза смотрела нам страна.

Мы были бережно хранимой

Ее надеждой в горький час —

И свет, и соль земли родимой,

И золотой ее запас.

Л. Щасная

ЧТЕЦ:

Воина меня кормила из помойки,

Пороешься — и что-нибудь

найдешь.

Как серенькая мышка-землеройка,

Как некогда пронырливый Гаврош.

Зелененький сухарик, корка сыра,

консервных банок терпкий аромат. В штанах колени,

Вставленные в дыры,

как стоп-сигналы красные, горят.

И бешеные пульки

вместо пташек

чирикают по-своему…

И дым, как будто знамя

молодости нашей,

встает над горизонтом золотым.

Г. Горбовски

ЧТЕЦ:                      

«Собирая колоски на полях, лекарственные растения в тайге, шефствуя над ранеными фронтовиками в госпиталях или над семьями погибших воинов, будучи связными в партизанских отрядах или пастушьим кнутом подгоняя коров к грузовым вагонам,    идущим на фронт, мы чувствовали себя маленькими солдатами Красной Армии, борющейся против фашистских захватчиков» (Е. Евтушенко).

ЧТЕЦ :

Зачем ты, война,у мальчишек их детство украла

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводыработать мальчишки Урала,

Подставили ящики, чтобы достать   до станка.

И вот неподкупной зимоювоенного года,

Когда занимался над Камой холодный рассвет,

Собрал самых лучших рабочих директор завода,

А было рабочим — всего по четырнадцать лет.

 В усталые лица глядело суровоевремя.

Но каждый в себе  довоенное детство нашел,

Как только рабочую премию —банку варенья —

Пред ними, мальчишками,  кто-то поставил на стол.

И вот над заводом,  над лесом, в снегу задремавшим,

Среди подступившей внезапно к сердцам тишины,

Повеяло чем-то давно позабытым,  домашним,

Как будто бы не было больше насвете войны

….Ах, банка варенья, простое и верное средство

Напомнить о том, что, как жизнь у людей ни горька,

но будет еще у мальчишеки солнце, и детство,

и синее небо, и запах простого цветка

ВЕДУЩИЙ:Да, мальчишки и девчонки здорово помогали в тылу. Но тысячи их было и на фронте, вместе с бойцами.

ЧТЕЦ:

Война унижала нас голодом, холодом, нищетой, и в то же время воина возвышала нас ощущением причастности к истории, ощущением самих себя как части великого народа, единого в своем стремлении к победе. Мы — дети Великой Отечественной войны, мы — это зелёные, ещё некрепкие побеги на древке Знамени Победы, водруженного над Рейхстагом» (Е.Евтушенко)

(Звучит сообщение Советского информбюро об окончании воины; затем аудиозапись песни «Пень Победы» (муз.Д.Тухманова, ел. В. Харитонова) Чтеи уходит. Выходит Мама с детьми, расклеивают окна, сдирают аэростат. Возвращается Солдат, дает Девочке шарик, Мальчику — слона, поднимает Мальчика на руки, все уходят.)

ВЕДУЩИЙ: Окончилась война… Домой вернулись не все… Но память о них жива. Как жива наша благодарность к ним, заслонившим нас своей грудью.

(Учитель называет фамилии, по очереди выходят Чтецы, становятся в строй.)

Леня Голиков…

ЧТЕЦ: Леня Голиков, 17 лет, партизан, Герой Советского Союза, погиб в бою.

ВЕДУЩИЙ: СашаЧекалин…

ЧТЕЦ: Саша Чекалин, 16 лет, партизан, Герой Советского Союза, повешен фашистами.

ВЕДУЩИЙ:Марат Казей…               ‘/Л

ЧТЕЦ: Марат Казей, 14 лет, партизан, Герой Советского Союза, погиб в бою, подорвав себя и фашистов последней гранатой.

ВЕДУЩИЙ: Лида Демеш…

ЧТЕЦ: Лида Лемеш, 13 лет, партизанка, расстреляна фашистами.

ВЕДУЩИЙ: Таня Савичева…

ЧТЕЦ: Таня Савичева, 13 лет, умерла после блокады Ленинграда в 1944

ВЕДУЩИЙ:И еще тысячи и тысячи детей, чью жизнь оборвала война…

(Выходят все остальные участники литературной композиции.)

Предлагаю почтить их память минутой молчания.

(Минута молчания.  Затем звучит аудиозапись  «Реквием» В.  Моцарта. Музыка становится тише.)

ЧТЕЦ:

Станут памятью встречи,

привычки,

слова…

А они не вернутся.

Отбушует зима.

Поседеет вдова…

А они не вернутся.

Скорбь утихнет.

Уснет на ладонях Земли…

А они не вернутся.

Снова

к пепельным звездам

уйдут корабли…

А они не вернутся.

В карауле

друзья не устанут стоять…

А они не вернутся.

Будет море шуметь,

Будет солнце сиять…

А они не вернутся.

И погаснут миры.

И возникнут миры…

Но одно лишь известно:

Мы состаримся.

Мы будем жить до поры…

А они — будут вечно.

Р.Рождественский

ВЕДУЩИЙ:Теперь, я думаю, вы можете представить себя на месте тех ребят, которым выпала трудная судьба жить на войне, но и завидная доля — защищать Родину.

Сегодня к нам в гости пришли люди, чье детство тоже опалено, обожжено войной. К счастью, они остались живы, Я говорю: к счастью — потому, что иначе не было бы нас с вами. Потому что это — наши бабушки и дедушки. Сейчас они выйдут сюда

(Далее гости рассказывают ребятам о своем военном детстве.)

Рассказ Яковлевой Татьяны Никитичны « Жили мы плохо, голодно.  Не было обуви, хорошей одежды. Зимой почти из дома не выходили. Вечерами по очереди со старшей сестрой держали лучину, а мама с бабушкой плели лапти или пряли пряжу. Чтобы выжить, мама меня отдала в няньки к дяде, у них была корова….»

Рассказ Майоровой Александры Алексеевны «В годы войны я с родителями проживала в селе Октябрьском. Помню, как отца забирали на войну. Мы со старшим братом плакали. Он обещал маме вернуться живым. На нашей улице из мужчин остался один дед Астах. Жили плохо. Хлеба не было. Ходили по полям собирали мерзлую картошку. Один раз ушли так далеко, что переночевать пришлось в стогу…..»

В знак благодарности, воспитанники школы- интерната вручили гостям цветы, пожелали им крепкого здоровья и долгих лет жизни.

Литературную композицию подготовила воспитатель Пузанова Н.Н.

Поделиться с друзьями

Внеклассное мероприятие посвященное дню ПобедыСценарий праздничной программы для школьников, посвященный Великой Победе «Бой хоров»

Оцените статью
Коллекция сценариев